Айвори, Джеймс | О кино

Айвори, Джеймс

Режиссер. Родился 7 июня 1928 г. в Беркли (Калифорния). Раннюю юность провел в штате Орегон, университет которого он окончил как бакалавр искусств, поскольку собирался работать в качестве художника-постановщика. Однако, загоревшись идеей стать кинорежиссером, Айвори поступает на кинофакультет университета Южной Калифорнии. Он снимает студенческие короткометражные фильмы и даже отправляется в Европу, где с финансовой помощью университета создает получасовой фильм "Венеция: тема и вариации". Полуторагодичный срок армейской службы Айвори проводит в Германии, помогая создавать развлекательные программы для военнослужащих. После этого он снова возобновляет свои занятия кинодокументалистикой и после удачной короткометражной картины об индийском искусстве получает в 1960 году от нью-йоркского Азиатского общества заказ на фильм об Индии.

Индия целиком захватила молодого режиссера, который провел там несколько лет. В Бомбее он познакомился и вступил в партнерство с местным продюсером, выпускником Нью-Йоркского университета Исмаилом Мерчантом, творческое содружество с которым сохранилось на долгие годы. Третьим в этом союзе стала писательница и сценаристка Рут Правер Джабвала, уроженка Германии, вышедшая замуж за индийца. Вместе они создали несколько комедий, основанных на несообразностях, возникающих в результате столкновения европейской и азиатской культур,из которых международную известность получил "Господин Шекспир" (1965), история романа индийского плейбоя и английской актрисы из гастролирующей труппы. В более обобщенной аллегорической форме тема столкновения культур прозвучала в "Дикарях" (1972), где племя диких лесных жителей попадает в покинутый его обитателями сельский дом и постепенно под цивилизующим влиянием дома превращаются в персонажей современной жизни, сохранющих лишь свои основные характерные качества, которые впоследствии снова превращают их в дикарей.

На протяжении последующих лет индийская тема неоднократно всплывала в творчестве тандема "Мерчант-Айвори", как его часто обозначают в кинопрессе. Фильмы эти, как правило, были некоммерческие, часто снятые для телевидения и лишь потом выходившие в прокат. В "Автобиографии принцессы" (1975) живущая в лондонском изгнании индийская принцесса раз в год встречается для совместного чаепития с пожилым англичанином, чтобы смотреть и обсуждать старые любительские фильмы об их жизни в былой колониальной Индии. "Шумиха вокруг картин Джорджи и Бонни" (1978) ставит вопрос о целях и назначении искусства в связи с изображенной в картине распродажей старинных миниатюр в одном из индийских дворцов. Наиболее известный фильм из "индийского цикла" — "Жара и пыль" (1983) по роману Рут Правер Джабвалы, где воспроизводятся повторяющие друг друга судьбы двух англичанок: бабушки и ее внучатой племянницы, влюбившихся в индийцев. Несмотря на изменения в социальном климате, произошедшие между 20-ми годами и современностью, обе героини в разной степени, но остаются чужды столь привлекающей их стране.

И все же, начиная с экранизаций романов Генри Джеймса "Европейцы" (1979) и "Бостонцы" (1984) имя Айвори ассоциируется прежде всего с ностальгичским и тонко визуально выверенным воспроизведением культурной среды и скрытых в ее глубине социальных конфликтов традиционного западого общества в самом начале его заката на грани XIX — XX веков. В связи с фильмами Айвори этого направления чаще всего упоминается термин "культурное наследие", понимаемый как консервация внешнего облика и характерных черт сравнительно недавно канувшего в прошлое образа жизни. Особый успех ожидал серию экранизаций романов английского писателя Э.М. Форстера "Комната с видом" (1986, "Оскары" за сценарий, оформление и костюмы), "Морис" (1987, Серебряный лев Венецианского фестиваля) и "Поместье Говардз Энд"(1992, "Оскар" за главную женскую роль). Их предтечей и, вероятно, образцом был, скорее всего, "Посредник" (1971) Джозефа Лоузи, тоже, как и Айвори, американца, завороженного европейскими культурными ритуалами, очень часто скрывающими разрушительные импульсы. Впрочем, форстеров-ские страсти не разрушительны, они лишь позволяют заявить о себе, оставляя за режиссером одну задачу: с максимальным вкусом обозначить их. В "Комнате с видом" речь идет о юной героине, отвергающей постылого и унылого, как шекспировский Мальволио, жениха в пользу юного страстного возлюбленного; в "Морисе" герой осознает свою гомосексуальность и приучается жить с ней, а в "Говардз Энд" ощущение классовых различий замутняет чистоту человеческих чувств. Продолжает эту тему экранизация повести Кацуо Исигуро "На закате дня" (1993), где классический английский дворецкий (Э.Хопкинс), всецело погруженный в свою социальную функцию, пропускает мимо себя целую жизнь.

Неожиданный скачок в другую эпоху, в конец XVIII века, совершается в фильме "Джефферсон в Париже" (1995), однако и здесь режиссера привлекает эффект, который производят на людей резкие общественные перемены. При этом изображенная им Французская революция имеет чисто американский поворот: слуга-негр, брат черной любовницы Джеф-ферсона, получив желанную свободу, только губит собственную жизнь.

Несмотря на, казалось бы, несомненный успех своих фильмов, отмеченных вкусом и стилистической изысканностью, Айвори для многих критиков является фигурой противоречивой. Его изыски в области "культурного наследия" они считают искусственными и рассчитанными на своеобразный культурный ширпотреб. Здесь, впрочем, не столько вина режиссера, сколько его беда принадлежать времени, когда все кинематографические стили уже давно просчитаны и выйти за их рамки исключительно трудно.

А. Дорошевич

Фильмография: "Домоправитель" (The Householder), 1963; "Господин Шекспир" (Shakespeare Wallah), 1965; "Гуру" (The Guru), 1969; "Бомбейская киношка" (Bombay Talkie), 1970; "Дикари" (The Savages), 1972; "Елена — царица девушек Нотч" (Helen — Queen of the Nautch Girls), "Махатма и безумный юноша* (Mahatma and the Mad Boy), 1973; "Оргия" (The Wild Party), "Автобиография принцессы" (Autobiography of a Princess), 1975; "Сладкие 3ByKH*(Sweet Sounds), 1976; "Страна rpe3"(Roseland), 1977; "Шумиха вокруг картин Джорджи и Бонни" (Hullabaloo Over Georgie and Bonnie's Pictures), 1978; "Европейцы" (The Europeans), "5:48", 1979; "Джейн Остин на Манхеттене* (Jane Austen in Manhattan), 1980; "Квартет" (Quartet), 1981 ; "Жара и пыль" (Heat and Dust), 1983; "Бостонцы" (The Bostonians), 1984; "Комната с видом" (A Room With a View), 1986; "Морис" (Maurice), 1987; "Рабы Нью-Йорка" (Slaves of New-York), 1989; "Мистер и миссис Бридж" (Mr.&Mrs. Bridge), 1990; "Поместье Говардз Энд" (Howards End), 1992; "На закате дня" (The Remains of the Day), 1993; "Джефферсон в Париже" (Jefferson in Paris), 1995; "Прожить с Пикассо" (Surviving Picasso), 1996; "Солдатские дочери никогда не плачут* (Soldiers' Daughters Never Cry), 1997 Библиография: Парамонов Б. Рэпперы в Дарлингтон-холл// Искусство кино. 1994. N8; Джеймс К. "Остаток дня": портрет англичанина// Экран и сцена. 1994. №5; Кислов В. Джеймс Айвори — утонченный бунтовщик// Экран. 1996. №7/8; Интервью. "Вся эта истерика"// Cinema. 1996. №3; Macnab G. Remains of the Day// Sight and Sound. 1993. Dec.; Monk C. Sexuality and the Heritage// Sight and Sound. 1995. Oct.; Surviving Picasso (review)//Sight and Sound. 1997. Jan.