Богданович, Питер

Режиссер, сценарист, продюсер, актер, кинокритик, историк кино. Родился 30 июля 1939 г. в Нью-Йорке. В 15-летнем возрасте впервые выступил на сцене, затем четыре года учился в Актерской студии Стеллы Адлер.В 1959 г. поставил во "внебродвейском" театре пьесу Одетса "Большой нож". В начале 60-х начал писать статьи для журналов "Эсквайр"и "Кайе дю синема". Выпустил несколько книг, посвященных классикам кино: О. Уэллсу, Г. Хоуксу, А. Хичкоку, Д. Форду, А. Дуону. В 1964 г. после провала на Бродвее его спектакля "В течение всей жизни" переехал в Лос-Анджелес. Вскоре стал ассистентом Кормена на фильме "Дикие ангелы". В 1968 г. по предложению последнего снял свой первый фильм "Мишени" со знаменитым Борисом Карлофом в главной роли. Однако, когда Богданович решил поставить полнометражный художественный фильм, он обратился к Берту Шнайдеру, продюсеру "Беспечного ездока".

Как знатока, а главное — патриота Америки, Богдановича огорчало, что на протяжении 60-х гг. американское кино развивалось как бы по инерции, а основные творческие идеи приходили в ту пору из Европы. Он же полагал, что импульсы к обновлению нужно искать в наследии американских классиков. Фильму "Последний киносеанс" надлежало продемонстрировать один из возможных путей такого обновления.

В качестве его сценарной основы Богданович выбрал автобиографическую повесть Л. Мак-Мертри, рассказывающую о его юности в маленьком техасском городке. Главные герои фильма — двое старшеклассников Сонни Кроуфорд и Дуайн Джексон.Они ходят в школу, играют в футбол, посещают местный кинотеатр, влюбляются, набираются сексуального опыта, получают первые уроки предательства и коварства. Среди взрослых для них существует только один авторитет — хозяин кинотеатра Сэм, своими представлениями о жизни напоминающий ребятам героев их любимых вестернов. Когда тот умирает, его кинотеатр закрывается. Широкое распространение телевидения сделало его абсолютно ненужным.

Богданович — художник программно аполитичный, его интересуют главным образом эстетические и стилистические проблемы. Например, при съемках "Последнего киносеанса" он принципиально отказался от цвета. Выбрав черно-белую гамму, он четко обозначил родство с американским кино 30-40-х гг. Кроме того он щедро пересыпал повествование цитатами из фильмов своих кумиров. Эпизод с Э. Тейлор из "Отца невесты" В. Миннелли показывает, что действие происходит в самом начале 50-х гг. Сцена похорон Сэма напоминает эпизод из вестерна "Шейн" Дж. Стивенса. В финальной части появляется кадр из "Красной реки" Г. Хоукса, в котором Джон Уэйн кричит своим напарникам: "Собирайтесь в дорогу! Пора перегонять наш скот!". Этот энергичный призыв поднимает в путь Дуайна. Он отправляется в Корею, пытаясь забыть о ранах своей молодости.

Реакция на "Последний киносеанс" была восторженной. Сам Богданович расценил успех как одобрение своего метода и стал действовать еще энергичнее. В фильме "Что нового, док?"он повторил сюжет комедии Г. Хоукса "Воспитание Бэби", несколько изменив профессии героев. Палеонтолог превратился в музыковеда, сумасбродная девица — в болтливую студентку Джудит (Б. Стрей-занд). Отношения этих эксцентричных персонажей образуют стержень, на который нанизывается множество смешных эпизодов. Комедия пользовалась огромным успехом, и Богданович продолжил эксперименты с киноклассикой.

В "Бумажной луне" он использовал широко распространенный в 30-40-е гг. мотив взаимоотношений сиротки и сердобольного попутчика. Правда, у Богдановича последний оказался изрядным плутом. Однако жесткий характер 9-летней девчушки не позволил ему развернуться в полную меру. Эта забавная комедия обретает горький привкус, когда герои оказываются на разоренном великой депрессией Среднем Западе. Стилистические приемы, заимствованные из фильма "Гроздья гнева" Д. Форда, помогли Богдановичу создать впечатляющую картину массового народного бедствия.

В ленте "Наконец-то любовь" Богданович попытался возродить традиции мюзикла 30-х гг., связанного с творчеством композитора Коула Портера. Он сумел вставить в действие около 60 его песен. Однако отсутствие у актеров С. Шеперда и Б. Рейнолдса всесторонней музыкальной подготовки свело на нет усилия воспеть хвалу старому мюзиклу. Фильм провалился в прокате, как, впрочем, и экранизация рассказа Г. Джеймса "Дейзи Миллер", которую знатоки кино расценили как отклик на фильм О. Уэллса "Великолепные Эмберсоны".

В 1975 г. Богданович поставил фильм "Никельодеон", обращающийся к первым дням американской индустрии кино. Р. О'Нил сыграл адвоката, вынужденного в силу жизненных обстоятельств переквалифицироваться в режиссеры, а Берт Рей-нолдс — наездника, ставшего звездой экрана. В действии нашли отражение забавные анекдоты, которые Богданович узнал, когда собирал материал о классиках кино. Однако и этот фильм не пользовался успехом. Голливудские продюсеры повернулись к режиссеру спиной. И только Р. Кормен, верный своей тактике поддерживать таланты, выделил Богдановичу деньги на черную комедию "Святой Джек". Прошло 3 года, прежде чем на экранах появилась новая работа режиссера "Они все смеялись", беззаботная комедия о нью-йоркских детективах, которые попадают в смешные ситуации, когда выслеживают неверных жен своих клиентов. Одну из ролей сыграла возлюбленная Богдановича Дороти Страттен, модель журнала "Плейбой", которую он намеревался превратить в новую Мерилин Монро. Спустя месяц после окончания съемок Дороти была зверски убита своим мужем (ее короткая жизнь воссоздана в фильме Б. Фосси "Звезда 80"). Богданович тяжело переживал гибель подруги. Его затворничество продолжалось 4 года и было прервано выходом в свет книги "Убийство единорога", посвященной жизни Дороти Страттен.А спустя 4 года режиссер женился на ее младшей сестре Лоис, спровоцировав этим множество самых невероятных слухов.

Личная драма изменила характер режиссера. Веселая беззаботность и юмор, являвшиеся отличительными признаками его творческого стиля 70-х гг., сменились мрачноватой сентиментальностью. Ее следы отчетливо проступают в фильме "Маска", в основу которого была положена трагическая история мальчика, чье лицо в результате тяжелого заболевания постепенно трансформировалось в некое подобие львиной морды.

В 80-е годы Богданович снял всего три фильма. Он не стремился поспеть за бурными изменениями в эстетике кино, ознаменовавшимися широким наступлением жанра триллера, а продолжал ориентироваться на американскую классику. В фильмах "Незаконно Ваш" и "Шум за сценой" он обратился к принципам американской комедии, помогшей ему в начале 70-х годов создать замечательную картину "Что нового, док?". В ленте "Тексасвилль" вновь появились герои "Последнего киносеанса", успевшие за прошедшие 30 лет изрядно разочароваться в жизни и превратиться в точную копию своих родителей. Словом, получилась тоскливая история, точно передающая внутреннее состояние самого режиссера, но абсолютно чужая на современном экране, как никогда прежде шумном и динамичном. И тем не менее критики пристально следят за творчеством Богдановича, надеясь, что знаток американского кино еще может удивить зрителей. Кстати, его фильм "То, что мы называем любовью" оказался в центре общественного интереса, но прежде всего потому, что в нем снялся безвременно погибший молодой актер Ривер Феникс.

Г. Краснова

Фильмография: "Мишени" (Targets), 1968; д/ф "Поставлено Джоном Фордом", (Directed by John Ford), "Последний киносеанс" (The Last Picture Show), 1971; "Что нового, док?" (What's Up Doc?), 1972; "Бумажная луна" (Paper Moon), 1973; "Дейзи Миллер" (Daisy Miller) 1974; "Наконец-то любовь" (At Long Last Love), 1975; "Никельодеон* (Nickelodeon), 1976; "Святой Джек" (Saint Jack), 1979; "Они все смеялись" (They All Laughed), 1981; "Маска" (Mask), 1985; "Незаконно Ваш" (Illegally Yours), 1988; "Тексасвилль" (Texasville), 1990; "Шум за сценой" (Noises off), 1992; "To, что мы называем любовью" (TheThing Called Love), 1993. Сочинения: "The Cinema of Orson Welles". N.Y, 1961; 'The Cinema of Howard Hawks". N.Y. 1962; "The Cinema of Alfred Hitchcock". N.Y. 1963; "Fritz Lang in America" N.Y. 1967; "John Ford". N.Y. 1968; "Allan DwaniThe Last Pioneer". N.Y. 1971, "Pieces of Time" N.Y. 1973; "The Killing of the Unicorn", N.Y. 1984. Библиография: Ha экране Америка, сб. ст. М.. "Прогресс" 1978; Стуруа М. Бурное десятилетие .Американский дневник.1968-78. М.. 1981; Allowbert G. The Best Picture Show //Image&Son. 1971. May; Gow G. .Without a Dinosaur //Film & Filming. 1972. June; Dawson J. The Continental Divine //Sight & Sound. 1973-74. Winter; McMurtrey L Peter Bogdanovich //American Film. 1976. March; Fanu M. Peter Bogdanovich //Films & Filming. 1984. Aug.; Arnold F. Texasville //Film. 1991. Feb.; White A. Directed by Peter Bogdanovich //Film Comment. 1993 Mar-Apr; Nashawaty C. The Centerfold Murder //Entertainment. 1994. Aug.