Демми, Джонатан

Режиссер, сценарист, продюсер.Родился 22 февраля 1944 г. в Нью-Йорке, вырос в Майами (Флорида). Поступил в университет Флориды с намерением стать ветеринаром. В университете начал активно сотрудничать в студенческой газете, в основном писал рецензии на новые фильмы. По рекомендации продюсера Джозефа Ливейна, друга отца, получил место в кинокомпании "Эвко Эмбасси".Работал в фирме "Патэ", для которой снял короткометражку "Доброе утро, Стив", в 1969 г. был командирован в Лондон для работы в Фонде взаимодействия американских и британских кинематографистов. В Лондоне познакомился с Роджером Корменом, снимавшем в Ирландии картину "Фон Рихтофен и Браун", и согласился работать его пресс-секретарем.Через год Демми стал продюсером корменовской "Ныо-Уорлд компани".

В 1974 г. Демми вышел на съемочную площадку, чтобы снять свой первый художественный фильм "Зной в клетке".Так как он имел лишь самые общие представления о режиссуре, Кормен приходил в павильон наставлять новичка. До сих пор Демми любит цитировать нехитрые заповеди своего ментора, две из них он повторяют особенно часто:"В каждом фильме должно быть немного секса, немного насилия и немного социальной критики". "Заставь публику полюбить твоих героев, даже если они мафиози". Однако в качестве образца для подражания Демми выбрал других режиссеров: Рауля Уолша, а также Сидни Поллака и Мартина Ритта.

Демми поставил для Кормена три фильма ("Зной в клетке", "Безумная мамаша", "Отчаянный бой"), а потом отправился в самостоятельное плаванье. Ему попал в руки сценарий "Любительский диапазон".В нем рассказывалось о группе энтузиастов из маленького городка на Среднем Западе, которые общаются друг с другом исключительно с помощью "любительских частот". Он идеально соответствовал представлению Демми о том, каким должен быть фильм — лирическим или комическим изображением жизни маленьких людей из провинции. Несмотря на благожелательную критику, фильм однако не нашел своего зрителя. Деловая репутация Демми была подвергнута сомнению. Так что он откликнулся с благодарностью на предложение Питера Фалька поставить фильм "Убийство за стеклом" для телесериала "Коломбо".

Несмотря на финансовый провал "Любительского диапазона", Демми не собирался изменять своим творческим принципам.Что подтвердила комедия "Мелвин и Говард", рассказывающая о том, как работяга Мел-вин Даммлер стал наследником эксцентричного миллионера Говарда Хьюза. Однако дороже всяких денег стало для Мелвина воспоминание о том, как он уговорил миллионера спеть для него песню.Этот забавный сюжет позволил развернуть на экране веселое повествование из жизни одноэтажной Америки. Фильм был встречен восторженно прессой, но провалился в прокате. Мрачное настроение режиссера усугубилось конфликтом, возникшим в связи с фильмом "Смена партнеров в ритме свинга" ("Скользящий график"). Он рассказывал о первой волне феминизма, захлестнувшей американское общество в 40-е годы, когда женщины заменили на рабочих местах мужчин, отправившихся за океан сражаться с фашизмом. Исполнительница главной роли и продюсер Голди Хоун отстранила Демми от работы в самом конце съемок. Фильм был перемонтирован, хотя полностью изгнать его дух не удалось. Многофигурная композиция, мягкий юмор, обилие музыкальных сцен — все это было признаками его, Демми, стиля. Самолюбию режиссера был нанесен чувствительный удар. Он решил отойти от большого кино и сосредоточился на постановке видеоклипов и музыкальных фильмов: "Совершенный поцелуй" (группа "Нью-Ордер"), "Перестань рассуждать разумно" (группа "ТокингХетс"), "Вплавь до Камбоджи".

Как никто другой, Демми понимает роль музыки в кино, которая является важным эстетическим элементом всех его фильмов. Ее играют оркестры уличных музыкантов, она звучит со сцены, сопровождает героев во время поездок на автомобилях. Причем Демми не ограничивается кантри или роком. В "Филадельфии" была использована ария из оперы "Андре Шенье" в страстном исполнении Каллас. Едва ли можно было найти более красноречивое выражение внутреннего состояния умирающего от СПИДа героя.

Хотя человечным комедиям Демми никак не удавалось найти своего зрителя, он не оставил попыток пробиться к нему. Правда, для этого ему пришлось внести некоторые коррективы в свой метод. Он стал уделять больше внимания женским характерам и привлекать популярных исполнительниц. В комедии "Черт-те что" — это Мелани Гриффит, исполнившая роль роковой женщины, разрушившей размеренную жизнь дообропорядочного яппи. В "Замужем за мафией" — Мишель Пфайфер в роли хрупкой, но строптивой вдовы наемного убийцы, сумевшей защитить свою жизнь от посягательств мафиозной семьи.

И все же первый по-настоящему громкий успех пришел к Демми в 1990 г. в связи с фильмом "Молчание ягнят". Напряженный триллер, рассказывающий о поимке серийного убийцы, был выдержан в лучших традициях этого жанра. Особую напряженность действию придал психологический поединок молодого агента ФБР Кларис Стерлинг (Д. Фо-стер) и изощренного преступника доктора Лектера (Э. Хопкинс), знающего имя убийцы. "Молчание ягнят" оказался первым триллером, удостоенным наград Американской академии кино (5 "Оскаров": за фильм, сценарий, режиссуру, исполнение главных ролей). Таким образом, Демми был вознагражден за долгие годы преданного служения кинематографу.

После "Молчания ягнят" он мог снять любой фильм. Однако опечаленный смертью близкого друга его семьи, остановил выбор на теме СПИД а, сумев создать незаурядный во всех отношениях фильм "Филадельфия" (1993). Его успех у зрителей объяснялся не только хорошим сценарием, талантливой режиссурой, но и актерским ансамблем, тон в котором задали популярные Том Хэнке (получил за роль Эндрю Бек-кета премию "Оскар") и Дензел Вашингтон.

В середине 90-годов Демми отошел от активной постановочной деятельности и чаще появлялся на площадке в качестве исполнительного продюсера ("Дьявол в голубой одежде", 1995;"То, что ты делаешь", 1996; "Мандела: Сын Африки, отец нации", 1996).

Г. Краснова

Фильмография: к/ф 'Доброе утро, Стив" (Good Morning, Steve), 1968; "Зной в клетке" (Caged Heat), 1974; "Безумная мамаша" (Crazy Mama), 1975; "Отчаянный бой" (Fighting Mad), 1976; "Любительский диапазон" (Citizen's Band); т/ф "Убийство за стеклом" (Murder under Glass), 1978; "Последнее объятие" (Last Embrace), 1979; "Мелвин и Говард" (Melvin&Howard), 1980; "Смена партнеров в ритме свинга* (Swing Shift), "Перестань рассуждать разумно" (Stop Making Sense), 1984; "Совершенный поцелуй" (The Perfect Kiss), 1985; "Черт-те что" (Something Wild), 1986; "Вплавь до Камбоджи" (Swimming to Cambodia), 1987; "Замужем за мафией" (Married to the Mob), 1988; "Молчание ягнят" (The Silence of the Lambs), 1990; т/ф "Кузен Бобби" (Cousin Bobby), 1991; "Филадельфия" (Philadelphia), 1993; "Возлюбленные* (Beloved), 1999.

Библиография: Демин В Замужем за мафией //Спутник кинозрителя. 1990. № 5; Кичин В. Медвежий бал возле Берлинского зоопарка //Экран. 1991. № 8; О фильме "Молчание ягнят" //Искусство кино. 1992. № 8; Демин В. Пряное обаяние зла //Экран. 1993. № 1; Трофименков М. Филадельфийская история //Сеанс. 1995. Nsll; Stragow М. Jonathan Demme on the Line //American Film. 1984. Jan-Feb; Derksen M., Blom M. Jonathan Demme de man dio bij Corman het vak Leerde //Skoop. 1985. May; Jaehne K. Something Wild //Cineaste. 1987. N4; Farbe J. Something wild //Rolling Stone . 1989. Nov; Smith G. Identity Check //Film Comment. 1991. Jan-Feb; Schnelle F. Die Wende als Konstante //Cinema. 1991.№5; Green J. Philadelphia Experiment//Premiere. (USA). 1994. Jan.