Доннер, Ричард

Режиссер и актер. Родился 12 апреля 1933 года в Нью-Йорке. Окончил Нью-Йоркский университет по специальности: бизнес и театральное искусство.

В игровой кинематограф Ричард Доннер пришел поздно. По окончании учебы он несколько лет работал в качестве театрального актера в Нью-Йорке, затем снимался в кино (самая заметная роль в телевизионной экранизации романа Сомерсета Моэма "Бремя страстей человеческих" режиссера Мартина Ритта). Потом переехал в Калифорнию, где с 1958 года работал в рекламе, снимал документальные и короткометражные фильмы для телевидения.

Первый опыт режиссуры в игровом кино —телевизионной ленте "Найти живым или мертвым" со Стивом Мак-Куином в главной роли оказался удачным и принес Доннеру

известность. Именно поэтому продюсеры доверили ему постановку мистического триллера "Предзнаменование", которому суждено было продолжить модную тему вмешательства Сатаны в дела мирские, столь удачно начатую Уильямом Фридкиным в "Изгоняющем дьявола".

Правда, на сей раз, Дьявол избрал своим орудием мести человечеству не девочку, а маленького мальчика, но сути это не меняло — "крошка" последовательно и настойчиво отправлял на тот свет всех, кто ему не угодил, включая ближайших родственников.

Зрители были в восторге — экранные ужасы заставляли вздрагивать слабонервных, мужественный и обаятельный Грегори Пек в роли отчима юного Антихриста побуждал сильнее биться нежные женские сердца, а великолепная музыка Джерри Голдсмита (что было отмечено премией "Оскар") лишь усиливала произведенное впечатление. Успех картины превзошел все ожидания и породил к жизни несколько продолжений (к которым, к счастью, сам Доннер отношения уже не имел).

Не менее удачным оказался и следующий фильм режиссера — "Супермен", экранизация знаменитого комикса о юноше — пришельце из космоса, обладающем сверхъестественными способностями, бесконечно доброго, сильного, и главное, всегда готового придти на помощь всем, кто в этом нуждается. И вновь

— "Оскар"(на сей раз за спецэффекты) и вновь новые ленты о похождениях Супермена, и опять без участия Доннера.

Создается впечатление, что раз "отработав" тему, он спешит заняться новым проектом, предоставляя возможность другим продолжать разрабатывать найденную им "золотую жилу".

Однако, фортуна — дама капризная, и последующие фильмы режиссера

— "Движения души", "Последнее столкновение", "Игрушка" прошли в прокате практически незамеченными, а критики даже поспешили объявить, что Доннер исчерпал свой талант и способен лишь делать ри-мейки ("Игрушка" — американский вариант известной французской комедии с Пьером Ришаром, где живой человек должен выступать в качестве игрушки и ублажать капризного сынка миллионера), приключенческие ленты — "Леди-Ястреб", а в лучшем случае воплощать на экране идеи своего шефа и учителя Стивена Спилберга, что было продемонстрировано в картине "Банда тупиц". Упреки эти были небеспочвенны, хотя во многом несправедливы. Просто, в отличие от многих своих коллег, всю жизнь предпочитающих работать в одном жанре, Доннер одинаково легко берется за любой приглянувшийся ему проект, будь то комедия или фантастический триллер, детская лента или вестерн ("Мэверик"). Но эта "всеядность" означает лишь поиск режиссером своей "ниши" в Голливуде, и когда в 1986 году на экраны выходит первая серия "Смертельного оружия", то становится ясно, Доннер наконец-то нашел и свою тему и своих героев. Захватывающий боевик из жизни полицейских мог бы оказаться вполне тривиальным (благо за историю американского кино их создано сотни), если бы не блистательный актерский дуэт Мэла Гибсона и Дэнни Гловера. И в результате, внешняя событийная сторона картины, хотя и насыщенная всеми необходимыми атрибутами жанра приключенческого фильма постепенно становится менее интересной на фоне динамичного развития отношений двух героев, когда стойкая антипатия и неприятие напарника постепенно сменяются чувством симпатии и наконец, перерастают в крепкую мужскую дружбу. Взаимоотношения этих столь разных по всем параметрам людей изначально построены на контрастах, включая даже внешний вид. Герой Гибсона Рикс — белый, его коллега — негр. Рикс молод, несдержан, все время "на нерве", стремителен и груб, персонаж Гловера близок к пенсионному возрасту, обременен большой семьей, спокоен, рассудителен и даже флегматичен. Но именно от слаженности действий этой парочки зависит успех дела, а зачастую и жизнь героев. Сдобренный изрядной долей юмора, сделанный с теплотой и чувством меры фильм "Секретное оружие" не только занял верхние строчки в рейтинге зрительских симпатий, но и прославил исполнителей главных ролей. Теперь Доннер решил сам воспользоваться плодами триумфа и вместе с актерским ансамблем продолжил сериал о приключениях героев (в настоящее время уже снята четвертая лента). И зря. К сожалению, эти картины, как это почти всегда и случается , оказались значительно слабее первой, и по сюжету, и по остроте шуток, которыми постоянно обмениваются персонажи.

Но у Доннера в запасе, по счастью есть еще одно "смертельное оружие" — и два других его боевика "Теория заговора" и "Убийцы" выше всяких похвал. В первом режиссер продемонстрировал незаурядное знание тактики, стратегии и аморальности политиков, не брезгующих никакими средствами для достижения цели, во втором — понимание человеческой психологии. И вновь, как и в "Смертельном оружии", "Убийцы" — в первую очередь интересен поединком характеров, нежели лихо закрученной интригой. Противоборство двух профессиональных убийц в исполнении Сильвестра Сталлоне и Антонио Бандераса по накалу страстей не уступает любой драме. Оба героя — мастера своего дела, но, если у героя Сталлоне есть свой собственный кодекс чести, то его антипод полностью лишен подобных "предрассудков". Быть номером первым в мире профессиональных киллеров, зарабатывать миллионы и никого не жалеть — в этом состоит его жизненная позиция. Соперничество этих двух людей может закончиться лишь смертью одного из них, и в этом поединке побеждает не тот, кто сильнее, а тот, кто более человечен, ибо в финале выжить ему помогает вера и любовь, которых лишен его соперник.

Своими фильмами. Доннер доказывает старую как мир истину, что вечные моральные ценности — дружба, взаимовыручка, надежда необходимы любому человеку.

И хотя его картины не относятся к числу великих, но он крепкий профессионал, умеющий увлечь зрителя, а это уже немало.

И. Звегинцева.

Фильмография: "Предзнаменование" (The Omen), 1976; "Супермен" (Superman), 1978; "Движения души" (Inside Moves), 1980; "Последнее столкновение" (The Final Conflict), 1981 ; "Игрушка" (The Toy), 1982; "Банда тупиц" (Goonies), "Леди-Ястреб" (Ladyhawk), 1984; "Смертельное оружие" (Lethal Weapon), 1986; "В роли Скруд-жа" (Scrooged), 1987; "Байки из склепа" (Tales from the Crypt), "Смертельное оружие 2" (Lethal Weapon 2), 1989; "Радио-экспресс" (Radio Flyer), "Смертельное оружие 3" (Lethal Weapon 3), 1992; "Мэверик" (Maverick), 1994; "Убийцы" (Assassins), 1995; "Теория заговора" (The Conspiracy Theory), 1997, "Смертельное оружие 4" (Lethal Weapon 4), 1998. Библиография: Кулиш А. Даже убийцы иногда грустят. //Коммерсант-дейли. 1995. Окт; Смирнов П. Рикс покруче Гамлета //Столица. 1995 № 2.; Федоров А. Ричард Доннер — мастер рассказывать сказки. //Видео Асс Премьер. 1994. № 22; Huschke R / Assassins Die Killer //Cinema. 1995. 1>1о 101.; Muller M. Zwei Stahlharts Procis. Film (Ger) 1987. № 9.