Дуон, Аллен | О кино

Дуон, Аллен

 Режиссер, сценарист, продюсер, монтажер. Настоящее имя: Джозеф Алоизус. Родился 3 апреля 1885 г. в Торонто (провинция Онтарио, Канада) в семье торговца мануфактурой, умер 28 декабря 1981 г. Окончил Нотр-Дамский университет, где играл в студенческом театре.

В 1907 г. А.Дуон начал преподавать в своей "алма матер" математику и физику. Затем перешел в компанию, занятую разработкой ртутного освещения. В качестве инженера по свету был командирован в Голливуд для установки светящейся арки. Быстро там освоившись, он предложил фирме "Эссеней" часть своих рассказов, написанных еще в колледже. Они понравились и молодого человека пригласили сюда на работу редактором сценарного отдела. В 1911 г. Дуон перешел в "Американскую кинокомпанию", где случай помог ему дебютировать в режиссуре: на съемки фильма "Отгоняя плохого человека" (1912) постановщик пришел пьяным, его отстранили и поручили подвернувшемуся под руку Аллену заменить его. После этого фильмы, им сделанные, пошли как по конвейеру: 250 одночастевых вестернов, где по его собственным словам, "актеры показывали ему как снимать".

Помогали Дуону в работе и собственные инженерные навыки, особенно когда он стал одним из восьми ассистентов Д. Гриффита на "Нетерпимости" (1916). Во время съемок грандиозных батальных сцен вавилонского сюжета он предложил поставить тележку с кинооператором на реЛьсы, а в другом случае водрузил камеру на машину, изобретя таким образом столь популярную потом съемку с движения.

Картины, которые ставил А. Дуон в 10-е — 20-е годы, были, в основном "фильмами мужского действия": вестернами, приключенческими, военными и криминальными драмами. Но особый успех принесли ему ленты с Дугласом Фэрбенксом. Именно в фильмах режиссера этого периода: "Безумие Манхеттена", "Метис", "Добрый негодяй" (все — 1916 г.), "Современный мушкетер" (1917) и др. сформировался характер главного героя — неунывающего жизнелюба, вселявшего оптимизм в американцев в первую мировую войну. Да и в двадцатые годы постановщик не раз обращался к сотрудничеству с этим актером, всегда обеспечивавшим фильмам, в которых снимался, коммерческий успех ("Робин Гуд", 1922, "Железная маска", 1929). Но в основном Дуон выпускал типичную массовую продукцию, без известных звезд, но сделанную в хорошем темпе и ритме.

Приход звука он — с его инженерной сметкой — приветствовал и даже придумал систему его записи прямо на съемочной площадке при наезде камеры, которую и использовал в фильме "Пока Париж спит" (1932). Однако картина успеха не имела и Дуон уехал в Англию, где снял детективные ленты "Мнение совета" и "Я — шпион" (оба — в 1933-м). Вернувшись в Голливуд год спустя, он понял, что здесь многое изменилось и ему пришлось как бы все начинать сначала, ограничиваясь картинами класса "Б". Правда, и в эти годы случались прорывы к успеху: к примеру, две ленты с Шир-ли Темпл ("Хейди", 1937 и "Ребекка с фермы Саннибрук", 1938) или знакомый и нам "Суэц" (1938) — о руководителе строительства Суэцкого канала Фердинанде Лесепсе (Тайрон Пауэр), или пользовавшиеся большим зрительским вниманием "Три мушкетера" (1939) — эксцентрическая комедия с братьями Риц. Комедии Дуона оказались востребованными и в невеселые годы второй мировой. Он одну за другой поставил в начале 40-х целых четыре: "За границей с двумя янки" (1944), "Наверху в комнате Мейбл" (1944), "Миллионы Брюстера" (1945) и "Добывая подвязку Герти" (1945). В конце десятилетия успехом пользовалась его военная драма "Пески Иво Джимы" (1949), сделавшая Джона Уэйна национальным сражающимся героем.

В 50-е режиссер делал картины о традиционных американских ценностях: любви, семье, детях, домашнем очаге ("Я мечтаю о Дженни", 1952, "Душечки на параде", 1953, "Красотка Монтаны", 1952 и др.), но они оказались интересны не тем, что было показано на экране, а своим тревожным, мрачным подтекстом, явно отразившим настроения американцев в эпоху маккартизма. В конце своей работы в кино Аллан Дуон вновь вернулся к тому, с чего начинал: к вестернам ("Партнер Теннесси", 1955, "Беспокойное племя", 1957, "Самый опасный живой человек", 1961), но в эпоху новых веяний в этом жанре они успеха не имели. В конце 60-х, уже перевалив за восьмой десяток, он начал снимать картину "Солдаты морской пехоты" — о корейской войне, но от проекта пришлось отказаться, когда студия "Братья Уорнер" перешла в другие руки. Последние 15 лет жизни режиссер прожил без любимого дела.

Вклад Аллена Дуона в американский кинематограф суммируется названием книги Питера Богдановича, содержащей беседы с ним: "Последний пионер". Он был единственным постановщиком в кино США, чья деятельность охватила период от немых одночастевок до современных цветных художественных фильмов, широко использующих ту технику, созданию которой Дуон способствовал.

По его собственным подсчетам он принял участие, в съемках 1850 фильмов, из которых 400 — режиссировал. И хотя в основной своей массе это была весьма непритязательная коммерческая продукция, когда их создатель умер 96 лет отроду, была потеряна живая связь с рождением Голливуда.

А. Дуон был женат дважды: на звезде кино 10-х гг. Паулине Буш и — уже в тридцатые годы — на танцовщице из популярного в то время музыкально-танцевального ревю Флоренса Зигфилда.

Е. Карцева

Фильмография: "Отгоняя плохого человека* (Brandishing a Bad Man), "Девица и мужчины" (Maiden and Men), 1912; "Окружной председатель" (The County Chairman), "Ришелье" (Richelieu), 1914; "Танцующая девушка" (The Dancing Girl), "Дэвид Харум" (David Harum), "Найденыш" (The Foundling), "Иордан — тяжелая дорога" (Jordan Is a Hard Road), "Хорошенькая сестренка Хозе" (The Pretty Sister of Jose), 1915; "Бетти из Грейстоуна" (Betty of Greysfone), "Пятьдесят на пятьдесят" (Fifly-Fifty), "Добрый негодяй" (The Good Bad Man), "Привычка к счастью" (The Habit of Happiness), "Метис" (The Half-Breed), "Невиновная Магдалина" (Innocent Magdalene), "Безумие Манхеттена" (Manhattan Madness), 1916; "Борясь с неравенством* (Fighting Odds), "Современный мушкетер" (A Modern Musketeer), "Пантея" (Panthea), "Пока они меня не поймают* (Untill They Get Me), 1917; "Направляющийся в Марокко" (Bound in Morocco), "Он приходит улыбаясь" (Не Comes Up Smiling), "Направляясь на юг" (Heading South), "Честный человек* (An Honest Man), "Прогресс невиновного" (Innocent's Progress), "Mp. сделай это" (Mr. Fix-it), "Ботинки, которые танцевали" (Shoes That Danced), "Общество на продажу" (Society for Sale), 1918; "Обманывая обманщиков" (Cheating Cheaters), "Темная звезда" (The Dark Star), "Выдавая Мэри замуж" (Getting Mary Mdrried) "Сахара" (Sahara), "Солдаты удачи" (Soldiers of Fortune) 1919; "Запретная вещь" (The Forbidden Thing), "В сердце дурака" (In the Heart of a Fool), "Ирландское счастье" (The Luck of the Irish), "Великолепный шанс" (A Splendid Hazard), 1920; "Сломанная кукла" (A Broken Doll), "Идеальная кража" (A Perfect Crime), "Насмешник" (The Scoffer) "Грех Марты Квид" (The Sin of Martha Queed), 1921; "Спрятанная женщина" (The Hidden Woman), "Робин Гуд" (Robin Hood), "Суеверие" (Superstition), 1922; "Большой брат" (Big Brother), "Проблески луны" (The Glimpses of the Moon), "Законное мошенничетво" (Lawful Larceny), "Заза" (Zaza), 1923; "Аргентинская любовь" (Argentine Love), "Ее любовная история" (Her Love Story), "Управляемая мужчинами" (Manhandled), "Скандал в обществе" (A Society Scandal), "Плата за добродетель" (Wages of Virtue), 1924; "Побережье безумств" (The Coast of Folly), "Ночная жизнь Нью-Йорка" (Night Life of New-York), "Очарованная сценой* (Stage Struck), 1925; "Запертый на замок" (Padlocked), "Морские кони" (Sea Horses), "Летние холостяки" (Summer Bachelors), "Оловянные боги" (Tin Gods), 1926; "Ист-сайд, Вест-сайд" (East Side, West Side), "Французская подливка" (French Dressing), "Девушка для радости" (The Joy Girl), "Мастер музыки" (The Music Master), 1927; "Большой шум" (The Big Noise), "Гарольд Тин" (Harold Teen), "Безумный час" (Mad Hour), "Женщина-хлыст" (The Whip Woman), 1928; "Далекий зов" (The Far Call), "Замороженное правосудие" (Frozen Justice), "Железная маска" (The Iron Mask), "Роза южных морей" (South Sea Rose), "Прилив империи" (Tide of Empire), 1929; "Как мужчина мужчине" (Man to Man), "Что за вдова!" (What a Widow!), 1930; "Шансы" (Chances), "Грешная" (Wicked), 1931; "Ее первая связь" (Her First Affair), "Пока Париж спит* (While Paris Sleeps), 1932; "Мнение совета" (Counsel's Opinion), "Я — шпион" (I Spy), 1933; "Голливудская вечеринка" (Hollywood Party), 1934; "Черная овца" (Black Sheep), "Флотская жена" (Navy Wife), 1935; "Мейден Лейн, 15" (15 Maiden Lane), "Высокое напряжение" (High Tension), "Человеческий груз" (Human Cargo), "Поющий и танцующий человек" (The Song and Dance Man), 1936; "Хейди" (Heidi), "Одна миля до неба" (One Mile From Heaven), "Чтобы Я мог жить" (That I May Live), "Умудренный женщиной" (Woman Wise), 1937; "Джозетта" (Josette ), "Ребекка с фермы Саннибрук" (Rebecca of a Sunnybrok Farm), "Суэц! (Suez), 1938; "Приграничный шериф" (Frontier Marshal), "Горилла" (The Gorilla), "Три мушкетера" (The Three Musketeers), 1939; "Дама моряка" (Sailor's Lady), "Тропа бдительных" (Trail of the Vigilantes), "Молодые люди" (Young People), 1940; "Посмотри кто смеется" (Look Who's Laughing), "Взойди и свети" (Rise and Shine), 1941; "Дружелюбные враги" (Friendly Enemies), "Вот мы снова идем" (Here We Go Again), 1942; "Вокруг света" (Around the World), 1943; "3a границей с двумя янки" (Abroad With Two Yanks), "Наверху в комнате .Мейбл" (Up in Mabel's Room), 1944; "Миллионы Брюстера" (Brewster's Millions), "Добывая подвязку Герти" (Getting Gertie's Garter), 1945; "Девушка с календаря" (Calendar Girl), "Рандеву с Энни" (Rendezvous With Annie); "Дрейфующий лес" (Driftwood), "Северо-западная застава" (North West Outpost), 1947; "Ангел в ссылке" (Angel in Exile), "Внутренняя история" (The Inside Story), 1948; "Пески Иво Джимы" (Sands of Iwo Jima), 1949; "Сдача" (Surrender), "Красотка Ле Гранд" (Belle le Grand), "Вон там дикая голубизна" (The Wild Blue Yonder), 1951; "Я мечтаю о Дженни" (I Dream of Jeanie) "Монтанская красотка" (Montana Belle), 1952; "Душечки на ^параде" (Sweethearts on Parade), "Женщина, которую они почти линчевали" (The Woman They Almost Lynched), 1953; "Монтанская королева скота" (Cattle Queen of Montana), "Побег в Бирму" (Escape to Burma), "Летающая няня" (Flight Nurse), "Страсть" (Passion), "Серебряная жила" (Silver Lode), 1954; "Жемчужина южной части Тихого океана" (Pearl of the South Pacific), "Партнер Теннесси" (Tennesse's Partner), 1955; "Задержи ночь" (Hold Back the Night), "Слегка алая" (Slightly Scarlet), 1956; "Беспокойное племя" (The Restless Breed), 1957; "Край реки" (The River's Edge), 1957; "Заколдованный остров" (Enchanted Island), 1958; "Самый опасный живой человек" (The Most Dangerous Man Alive), 1961.

Библиография: Robinson D. Hollywood in the Twenties. Cranbury (N.J.). 1969; Bogdanovich P. Allan Dwan: the Last Pioneer. N.Y. 1971.