Эгоян, Атом

 Канадский режиссер кино, телевидения, видео, сценарист, актер, продюсер, музыкант, работающий и в США. Родился 19 июля 1960 года в Каире (Египет) в армянской семье. С 18-ти лет живет в Канаде в городе Торонто. Образование получил в Торонтском университете. Его творческая жизнь началась на телевидении, где он сначала снимал короткометражки, а затем поставил несколько телефильмов из серий "Зона сумерек" и "Альфред Хичкок представляет", которые вышли в 1985 году. Уже первые самостоятельные полнометражные картины, снятые по собственным сценариям, "Ближайший родственник" (1984) и "Семейный просмотр" (1987), отмеченные премиями на многих международных кинофестивалях, позволили говорить об Эгояне, как о самобытном, метафорически мыслящем профессионале, углубленно исследующем внутренний мир современного человека.

В фильме "Семейный просмотр", получившем восемь номинаций высшей кинематографической премии Канады "Гений", режиссер с определенной долей сарказма и иронии развивает тему пагубного воздействия телевидения и домашнего видео на социальное, эмоциональное и сексуальное поведение человека. В центре ленты — отец семейства, оборудовавший все комнаты своего дома новейшей электронной аппаратурой, позволяющей ему следить за телеэкраном, где демонстрируется эротическая продукция.

Живя в искусственном мире сексуальных грез, близкий к психическому заболеванию, этот человек абсолютно равнодушен ко всему, что находится за пределами его интересов. Он безразличен к близким, включая и старую мать, которую он воспринимает как, досадную помеху своему существованию. В этом фильме и в большинстве лент, снятых позднее, многократно включаемых в программы авторского кино различных международных кинофестивалей, в частности в Канне и Москве ("Роли с текстом", 1989, "Приспособленец", 1991, получивший спецприз Московскою фестиваля, "Календарь", 1993, съемки которого проходили в Армении), работая в манере постмодернизма, Эгоян создает на экране, тягостный метафорический мир, с одной стороны, насыщенный жизненной проблематикой, а с другой — являющийся результатом фантазии и воображения режиссера. В многочисленных интервью он охотно говорит об эстетических принципах своего творчества. Фильм для него — это сплав образов, живу-щих в глубинах подсознания худож-ника. Поэтому, создавая свои сце-нарии, он стремится в первую оче-редь к тому, чтобы драматическое повествование имело бы таинственный и трудно угадываемый второй план. Такая же усложненность должна присутствовать и в построении характеров персонажей, поскольку действия героев и те обстоятельства, в которые они попадают, находятся всегда в непредсказуемой связи. Наиболее ярко эти идеи автор выразил в фильме "Экзотика" (1994). Клуб под таким названием — плод вымысла режиссера. Замысел картины возник после посещения зоомагазина, где продавались аквариумы с рыбками и клетки с птицами. В "Экзотике" встречаются постоянные и тесно связанные друг с другом посетители — исполнительница стриптиза, торговец экзотическими птицами, сборщик налогов и владелец заведения. Эти, как бы любящие друг друга, но постоянно меняющие свои взаимоотношения люди, ведут абсурдную, хаотичную, не поддающуюся логическому объяснению жизнь, так же сходятся и расходятся в разные стороны как рыбки в ограниченном пространстве аквариума. В этом метафорическом фильме немало эротики, эпатирующую откровенность которой Эгоян затеняет мастерством своей кинематографической пластики и смягчает грустной иронией — неотъемлемой частью своего киноязыка. "Экзотика" получила приз кинокритики Каннского фестиваля 1994 года и стала хитом Московского фестиваля 1995 — лента демонстрировалась во внеконкурсной программе.

Новый этап в творчестве режиссера — появление картины "Светлое будущее". Здесь уже нет ни вычурного эротизма, ни шокирующих своей неординарностью связей между героями. Это горькая лента создана по одноименному роману Рассела Бенкса, опубликованному в 1985 году. В основе произведения лежит реальное событие. В одной богом забытой канадской деревне зимним утром затонул автобус с детьми. В поселок приезжает главный герой фильма, адвокат, его играет прекрасный реалистический актер Иэн Хольм, который пытается убедить несчастных родителей начать судебное дело против виновников аварии. Драматизм фильма усугубляется тем, что и адвокат — человек с горькой судьбой. Он имеет наркоманку дочь, которая практически для него потеряна. И сам адвокат так же несчастен, как и те осиротевшие крестьяне, к которым он приехал. Но процесса не будет, детей не вернешь. Люди замкнулись в своем горе. В их душах нет ни злобы, ни мести, а только непреодолимая боль. Их жизнь лишена будущего. Картина, снятая в правдивой манере, с большой психологической глубиной, показала широкие творческие возможности Эгояна, его возросшее мастерство и художественный такт. Здесь нет ни слезливого сентиментализма, ни навязчивых аллегорий. Сила ленты в правдивости поступков и чувств. Фильм стал кинематографическим событием 1997 года, получил Гран-при Каннского фестиваля.

Творчество Эгояна нашло признание в Европе и Америке. Это — режиссер постоянно набирающий творческую высоту. Критика сравнивает его с корифеями современного кино — Фасбиндером, Вендер-сом, называет североамериканским Михалковым.

Эгоян женат на актрисе Арсине Ханджян, которая снималась в большинстве его фильмов, привнося в эти ленты аромат национального армянского колорита.

Т. Царапкина

Фильмография: 'Говард в особенности" (Howard in Particular), 1979; "С отцом после окончания школы' (After Gran With Dad), 1980; 'Пип Шоу' (Peep Show), 1981 ; 'Открытый дом' (Open House), 1982; 'Ближайший родственник' (Next of Kin), 1984; 'Мужчина: страсть к спортплощадке' (Man: A Passion Playground), 1985; т/ф "В этом углу' (In this Corner), 1985; т/ф 'Зона сумерек' (Twilight Zone), 1985; т/ф 'Альфред Хичкок представляет' (Alfred Hitchcock Presents), 1985; "Семейный просмотр' (Family Viewing), 1987; т/ф "Ничего не разыскивая" (Looking for Nothing), 1989; 'Роли с текстом' (Speaking Parts), 1989; 'Монреаль, увиденный...* (Monreal vu...), 1991; 'Приспособленец* (The Adjuster), 1991; 'Грубый разврат' (Gross Misconduct), 1993; 'Календарь' (Calendar), 1993; 'Экзотика' (Exotica), 1995; 'Портрет Аршиль' (A Portrait of Archile), 1995; 'Светлое будущее' (Sweet Hereafter), 'Бах, Виолончельная сюита N 4: Сарабанда' (Bach Chello Suite N4: Sarabande), 1997; "Путешествие Фелиции' (Felicia's Journey), 1999. Библиография: Атом Эгоян-фокус абсурдо-камеры. Интервью с А Эгояном //Видео Асс Премьер. N 28. 1995; М.Фишман. Иногда завтра умирает //журнал 'Вечерняя Москва'. 28 янв.-10 февр. 1998 г., Delorm G., Libiot E. Atom Egoyan, Arsinee Khanjian //Premiere (USA). Dec. 1994; Ostria V Tromple - l'oeil // Cahiers du cinema. 1994. N 486.