Эптид, Майкл

 Режиссер, сценарист, продюсер. Родился 10 февраля 1941 г. в г. Элесбери (гр. Бекингем-шир), Англия. Окончил Кэмбридж-ский университет (право, история).

К визуальным искусствам приобщился в начале 70-х на английском телевидении, выступив в качестве режиссера мыльной оперы "Улица коронации". Дебютом в кино стал фильм "Тройное эхо" (1973) — военная романтическая драма, в которой герой влюбляется в солдата, переодетого женщиной. Затем последовала "Звездная пыль" (1974) — художественная хроника взлета и упадка музыкальной группы, подражавшей битлам. Однако успех пришел лишь после "Агаты" (1979) — беллетризированного эпизода биографии знаменитой А Кристи. Здесь режиссер впервые работал с актерами первой величины: Ванессой Редгрейв и Дастином Хофманом. Фильм хотя и не получился очень занимательным, отличался профессиональной добротностью и точностью деталей, почему и понравился критике. Перед Эптидом открылся путь в Голливуд.

Уже первая снятая им там картина "Дочь шахтера" (1980) оказалась действительно значительной. Это снова была биографическая лента, экранизация мемуаров известной исполнительницы американских народных песен Лоретты Линн, застенчивой девочки, выросшей в Аппалачах и ставшей звездой поп-музыки. Режиссеру здесь очень пригодилось тонкое понимание вокальной культуры, продемонстрированное им еще в "Звездной пыли". Он дал возможность начинающей актрисе Сисси Спейсек (она получила за эту роль "Оскара"), самой петь, аккомпанируя себе на гитаре, и это сразу же внесло в картину прелесть новизны, нестандартность, незашта-мпованность. Добавьте к этому теплоту, юмор, романтичность, близость к истокам национального характера и сразу же станет понятно почему "Дочь шахтера" так привлекла зрителей.

К сожалению, до этой высоты Майкл Эптид уже больше не поднялся, хотя поставил в общей сложности более двух десятков фильмов. Среди них: "Принуждение" (1977)

— криминальный триллер о поли-цейском-алкоголике, освобождающем из рук похитителей свою бывшую жену; "Сильнее солнца" (1979)

— история женщины, изобличившей утечку радиации на заводе, базирующаяся на реальном происшествии (и сама картина, и исполнительница главной роли Фрэнсис Эннис сильно уступали "Силквуд" Майка Николса с блестящей игрой Мерил Стрип); "Гориллы в тумане" (1983) — этнографическая лента об американской исследовательнице, во время своего путешествия в Африку в 1967 г. запечатлевшей на пленку считавшийся исчезнувшим вид горных обезьян и о ее дальнейшей трагической судьбе.

Наибольшим коммерческим успехом в 80-е гг. пользовался его фильм "Парк Горького" (1983) — экранизация популярного одноименного романа Мартина Смита — уголовный триллер, начинающийся с обнаружения на заснеженном газоне этог о знаменитого московского места отдыха трех трупов, кропотливая работа по их идентификации советского следователя Аркадия Ренько (Уильям Херт) и постепенное распутывание им крупной аферы по контрабанде соболиных шкурок. Американцам понравился и лихо закрученный сюжет, и воссозданная в Хельсинки экзотическая атмосфера столицы далекой России, и масса любопытных деталей, и, наконец, любовная история, правда, не очень получившаяся.

90-е начались для Эптида фильмом "Блестящий ход" (1991), где он вспомнил о своем юридическом образовании. В центре картины — представители двух поколений: знаменитый юрист, всегда отстаивавший лишь правое дело, и его дочь, исповедующая уже иные ценности. Ожесточенная судебная схватка между ними кончается победой отца, выигравшего судебный процесс против известной автомобильной фирмы и заставившего уплатить большие деньги человеку, ставшему инвалидом по ее вине.

Однако более интересной в художественном отношении стала картина "В тумане" (1994) — детективная история слепой девушки, которая после глазной операции чуть не оказалась жертвой маньяка, убивавшего всех женщин, которым трансплантировали различные органы его умершей возлюбленной. Любопытное операторское решение — многие кадры снимались вне фокуса и видятся нечеткими, размытыми — сюжетно оправдано: так видит мир героиня, к которой постепенно возвращается зрение. Но развитие сюжета все время замедляется побочными линиями, а детектив то и дело оборачивается мелодрамой любви жертвы к ведущему расследование молодому полицейскому. Подобная же модная медицинская тематика лежит и в основе ленты "Чрезвычайные меры", где один врач (Хью Грант) изобличает другого (Джин Хэкмен, игравший и в "Блестящем ходе") в том, что он экспериментирует на бездомных людях.

В 1999-м Эптид взялся за постановку очередного — девятнадцатого — фильма "бондианы" под названием "И целого мира мало", снова с Пирсом Броснаном, разоблачающим международный заговор по установлению контроля за добычей нефти на Среднем Востоке. Однако он не оказался успешным, ибо за годы работы в Голливуде Майкл Эптид так и не стал приверженцем бешеного темпа и ритма, отличающего его массовую продукцию. Он остался англичанином со склонностью к психологической разработке характеров, разветвленному действию и поиском адекватного сюжету кинематографического языка.

Е. Карцева

Фильмография: "Тройное эхо* (Triple Echo), 1973; "Звездная пыль" (Stardust), 1974; "Принуждение* (The Squeeze), 1977; 'Агата* (Agatha), 'Сильнее солнца' (Stronger Than the Sun), 1979; 'Дочь шахтера' (Coal Miner's Daughter), 1980; "Континентальный раздел* (Continental Divide), 1981; "Киппербэнг* (Kipperbang), 1982; 'Парк Горького' (Gorky Park), 1983; 'Перворожденный* (Firstborn), 1984; '28 и выше* (28 Up), 'Вызовите ночь' (Bring On the Night), 1985; 'Критическое состояние' (Critical Condition), 1987; 'Гориллы в тумане" (Gorillas in the Mist), 1988; "Долгий путь домой" (The Long Way Home), 1989; "Блестящий ход" (Class Action), "35 и выше", 1991 (35 Up), 1991; 'Инцидент в Оглала' (Incident at Oglala), 'Громовое сердце' (Thunderheart), 1992; 'Двигая ropy' (Moving the Mountain), 'В тумане' (Blink), 'Нелл' (Nell), 1994; 'Крайние меры' (Extreme Measures), 1996; 'Вдохновения' (Inspirations), "42 и выше" (42 Up), 1998; "Загадка' (Enigma), 'Дураки фортуны' (Fortune's Fools), 'И целого мира мало' (World is Not Enough), 1999, Библиография: Хлоплянкина Т. При свете осеннего дня //Советский экран. 1973. N 19; Уивер С. Королева джунглей //Мир звезд. 1991. N 3; Дмитриев В. Тускнеющие звезды //Искусство кино. 1991. N 12; Ансен Д. Роман с триллером // Экран и сцена. 1994. N 16.