Франкенхеймер, Джон | О кино

Франкенхеймер, Джон

Режиссер кино и телевидения. Родился 19 февраля 1930 г.в Мальбе (штат Нью-Йорк). Окончил военную академию Ла-Салль и Уильямс-колледж. Во время службы в ВВС (1951-53) заинтересовался кинематографом и снял несколько документальных лент. Свои первые телешоу поставил, еще находясь в армии, на местном телевидении в Лос-Анджелесе. После демобилизации работал в Нью-Йорке на Си-Би-Эс, ассистентом режиссера. С 1954 года — уже режиссером, заняв место ушедшего работать в кино Сидни Люмета. Всего на телевидении Франкенхеймер поставил более 125 телепьес. В 1956 г. состоялся его дебют в кино: экранизация ранее поставленной им на телевидении пьесы "Юный незнакомец". Фильм был хорошо принят критикой, однако Франкенхеймер продолжал работать на телевидении, лишь в 1961 г. сняв свой следующий фильм "Молодые дикари".

С этого времени начинается короткий, однако очень насыщенный период наивысшего пика его славы. Первый коммерческий успех принес режиссеру "тюремный фильм" "Птицелов из Алькатраса" (1962) с Бертом Ланкастером в роли убийцы-заклю-ченного, ставшего со временем и не выходя из тюрьмы известным ученым-орнитологом. Сразу после этого Франкенхеймер выпускает два политических триллера, благодаря которым он, собственно, и вошел в историю кино, — "Маньчжурский кандидат" (1962) и "Семь дней в мае" (1964). В первом из них запрограммированный на убийство в северокорейском плену герой Лоу-ренса Харви должен по знаку "красного связного" застрелить кандидата в президенты, во втором генералы, недовольные договором с "Советами" о ядерном разоруженнии, замышляют и пытаются осуществить заговор против президента. "Кандидат", выпущенный незадолго до убийства Кеннеди, настолько близко подошел к атмосфере заговора и реального убийства, что Фрэнк Си-натра, игравший в фильме и владевший правами на его показ, в течение многих лет не разрешал выпускать его в повторный прокат, чтобы не вызвать ненужных по его мнению ассоциаций. Лишь в 1988 году новая киноаудитория смогла познакомиться со ставшим классическим фильмом и заново открыть для себя полузабытого к тому времени Франкен-хеймера, одного из первых, кто понял, что интересы крайних правых и крайних левых в конечном итоге сходятся.

"Семь дней в мае" — классическая политическая сатира, рожденная телевизионной публицистикой. Режиссер часто помещает в рамку кадра экраны телевизоров, словно напоминая об истинных корнях своего стиля. Вместе со многими другими режиссерами, пришедшими с телевидения, вроде Пенна или Люмета, Франкенхеймер формирует новый имидж американского независимого кино, дополняющего свой резкий европеизированный стиль элементами политической публицистики.

После "Семи дней" режиссер отправляется в Европу, где снимает "Поезд" (1965), военный триллер, в котором Берт Ланкастер (участник Сопротивления) и Пол Скофилд (немецкий офицер) ввязаны в разрешение дилеммы, что важнее: произведения искусства (немцы их вывозят в Германию) или человеческие жизни (их надо положить, чтобы картины спасти). Здесь же он экранизирует роман Б. Маламуда "Плотник" (в нем воспроизводится ситуация "дела Бейлиса").

Дальнейшее творчество Франкен-хеймера идет по нисходящей. В нем есть потуги на философичность ("Вторые", где герою предлагается сменить внешний облик и вместе с ним личность), попытки воспроизвести страсти, запрятанные в глуши американской провинции ("Я держу себя в руках", "Мотыльки"), малоудачное продолжение знаменитого "Французского связного". Одним из немногих коммерческих успехов стало "Черное воскресенье" (1977), триллер о предотвращении теракта арабских экстремистов во время матча в бейсбол. Остальное — также малоинтересные триллеры, и как результат творческого кризиса — алкоголизм.

Не совсем удачную попытку преодолеть кризис Франкенхеймер делает в крупнобюджетной экранизации рассказа Герберта Уэллса "Остров доктора Моро" (1996). Несмотря на эффектные комбинированные съемки, изображающие выращенных на острове чудищ, фильм особым упехом не пользовался. Тем не менее режиссер снова заявил о себе как о профессионале высокого класса, что позволило ему снять в своем излюбленном жанре триллера один из довольно заметных фильмов 1998 года "Ронин". Это японское слово означает самурая, лишившегося своего феодального сеньера, в фильме же Франкенхеймера оно применяется к отставным работникам спецслужб стран Востока и Запада, которые когда-то работали друг против друга, а теперь оказались призваны для совместного выполнения некоего задания. Как некогда в "Самурае" Мельвиля герои "Рони-на" выполоняют все ритуально необходимые действия своей профессии, когда несмотря на опасности и предательство, исходящие из внешнего мира, им самим остается в качестве психологической опоры лишь профессиональное братство.

А. Дорошевич

Фильмография: "Юный незнакомец" (The Young Stranger), 1957; "Молодые дикари" (The Young Savages), 1961 ; "Все разваливается" (АН Fall Down), "Птицелов из Алькатраса" (Birdman from Alcatraz), "Маньчжурский кандидат" (The Manchurian Candidate), 1962; "Семь дней в мае" (Seven Days in May), 1964; "Поезд" (The Train), 1965; "Вторые" (Seconds), "Большой приз" (Grand Prix, Фр), 1966; "Необыкновннй моряк" (The Extraordinary Seaman), 1967-1969; "Плотник" (The Fixer), "1968; 'Мотыльки (Gipsy Moths), 1969; "Я держу себя в руках' (I Walk the Line), 1970; 'Всадники* (The Horsemen), 1971; Недостижимая цель (L'Impossible Object, Фр), 1972; "Продавец льда грядет" (The Iceman Cometh), 1973; "Мертв на 99,44%" (99 and 44/100% Dead), 1974; "Французский связной II" (The French Connection II), 1975; "Черное воскресенье* (The Black Sunday), 1976; "Пророчество" (Prophecy), 1979; "Вызов" (The Challenge), 1982; "Соглашение Хопкрофта" (The Holcroft Convenant), 1985; 'Добыча — 52 тысячи" (52 Pick-Up), 1986; 'Самый кайф* (Dead-Bang), 'Четвертая война* (The Fourth War), 1989; "Год пистолета* (The Year of the Gun), 1991; т/ф "Спиной к стене" (Against the Wall), т/ф "Горячий сезон" (The Burning Season), 1994; т/ф "Андерсонвиль" (Andersonville), "Остров доктора Моро" (The Island of Dr.Moreau), 1996; "Ронин" (Ronin), 1998. Библиография: Вартанов А Семь дней в мае //Искусство кино. 1967. N 2; Солоьева И., Шитова В. "Большой приз" //Искусство кино. 1967. N 12. Pratley G. The Cinema of John Frankenheimer. San Diego. 1969; Interview with//American Film. 1977 March.