Фуллер, Сэмюел

Режиссер, продюсер, сценарист, актер, писатель. Родился 12 августа 1911 г. в г. Уорчес-тер (штат Массачусетс), умер 30 октября 1997 г. В 17-летнем возрасте начал работать репортером отдела уголовной хроники газеты "Сан" (Сан-Диего). Во время депрессии, странствуя по Америке в поисках работы, написал несколько рассказов. В 1935 г. они вышли в свет в сборнике "Гори, бэби, гори", принесшем Фуллеру известность и открывшем ему дорогу в Голливуд. Когда началась вторая мировая война, Фуллер пошел добровольцем на фронт. Сражаясь в 1 пехотном дивизионе на территории Северной Африки и Италии, он зарекомендовал себя отчаянным храбрецом, чьи подвиги были отмечены Бронзовой звездой, Серебряной звездой и орденом "Пурпурное сердце".

Шли годы, но военное прошлое продолжало оказывать влияние на жизнь и творчество Фуллера. Сюжеты многих его фильмов ("Стальной шлем", "Примкнутые штыки", "Ад и прилив", "Дом из бамбука", "Запрещено!", "Мародеры Меррилла" и др.) тесно связаны с военной проблематикой. Правда, при ее воплощении Фуллер предпочитал обращаться к актуальным для общественного сознания событиям корейской войны (1950-53), что впрочем, никак не влияло на мировоззренческие установки их создателя. Примечательно, что герои криминальных и приключенческих фильмов — а они доминировали в творчестве Фуллера — также вели себя как на войне — жестко, бескомпромиссно, четко деля мир на своих и врагов.

Первое обращение Фуллера к военной проблематике состоялось в фильме "Стальной шлем". Он произвел такое сильное впечатление на руководство студии "XX век — Фокс", что оно сразу предложило Фуллеру контракт на постановку 7 фильмов. Впрочем, взаимоотношения режиссера со студией в большей мере носили формальный характер. Придя в кино сложившимся художником, он не терпел никакого вмешательства в свое творчество. Выступая одновременно в качестве режиссера, сценариста и продюсера, Фуллер работал очень быстро. Обходясь минимальным бюджетом, он предпочитал павильону съемки на натуре и почти никогда не снимал знаменитостей. Его фильмы целиком укладывались в в категорию "Б", принятую для обозначения малобюджетного производства. Впрочем, небольшая цены не оказывала никакого влияния на качество картин Фуллера, как правило, очень высокое.

Первый большой успех пришел к режиссеру в 1953 г. в связи с фильмом "Случайное знакомство на Саут-стрит" .Уличный воришка похищает сумочку, в которой находится микрофильм, подготовленный для передачи за границу. Так он попадает в поле зрения ФБР, давно следящего за операцией, и одновременно — резидентов советской разведки. Актер Роберт Уидмарк талантливо обыгрывает страдания мелкого жулика, влипнувшего в большую историю, потому что на украденной пленке были запечатлены секреты создания атомной бомбы. Фуллер часто использовал мотивы, порожденные к жизни противостоянием двух систем

— коммунистической и капиталистической. В фильме "Ад и прилив" американские военные разрушали усилия коммунистов взорвать атомную бомбу над территорией Кореи. За использование подобных тем Фуллер подвергался критике со стороны левой интеллигенции. Однако он не ограничивался разоблачением коммунизма. Для него была неприемлема любая форма тоталитаризма. В фильме "Запрещено!" он поднимал чрезвычайно важную для послевоенной Германии тему непреодоленного прошлого. Его герой — американский офицер сталкивался с молодежной организацией, члены которой продолжали оставаться убежденными нацистами.

В 60-е гг. Фуллер снял два принципиально важных для себя фильма

- "Подпольный мир США" и "Шоковый коридор". Молодой детектив пытается раскрыть убийство отца, произошедшее на его глазах много лет назад. Он проникает в банду, но вскоре оказывается разоблаченным, причем при расправе с ним преступники намереваются повторить прежнюю схему. Здесь отчетливо проявился общественный нигилизм Фуллера, сомневающегося в победе добра над злом. Как правило, в его картинах побеждали преступники, а отнюдь не защитники справедливости.

Такой же жестокий и бескомпромиссный сюжет запечатлен и в ленте "Шоковый коридор". Чтобы раскрыть преступление, совершенное в психиатрической клинике, журналист проникает в нее под видом пациента. Выйдя на волю, он пишет серию блестящих очерков, дающих срез больного общества, собравшегося за больничными стенами — американский солдат, лишившийся разума на корейской войне; чернокожий фермер, доведенный до самоубийства преследованиями белых соседей; охваченный манией величия вождь ку-клукс-клана; впавший в детство создатель атомной бомбы, бояшийся ответственности за страшное изобретение. Очерки приносят журналисту Пулитцеровскую премию. Однако ничто не проходит бесследно. Пережитые потрясения приводят его к острому душевному расстройству.

В историю кино Сэм Фуллер вошел как фанатик внутрикадрового монтажа и съемок длинными планами при максимально подвижной камере. Установка на визуальное решение сюжета ярче всего проявилась в фильмах "Подпольный мир США" и "Шоковый коридор". В работе со светом, в построении композиции кадров, в которых превалировали необычные ракурсы, он выступал как последователь немецких экспрессионистов. Кстати, идея "Шокового коридора" была подарена ему Фрицем Лангом.

В 1968 г. Фуллер снял фильм "Акула!", в котором молодой Б. Рей-нолдс сыграл искателя приключений, вместе со своими приятелями занятого поисками затопленных сокровищ, которым мешают нападения гигантской акулы. В 70-е гг. "акулья" тема найдет отражение в целой серии фильмов, поставленных С. Спилбергом и его последователями. В творчестве Фуллера в это время как раз наступила долгая пауза. Он вернулся на съемочную площадку лишь в 1980 году, сняв фильм "Большая красная единица". Он обратился в нем к событиям своей молодости, рассказав историю четырех американских солдат, которые проходят через ужасы войны, ведомые бывалым сержантом. Фильм отразил глубоко циничный взгляд Фуллера на сущность войны. Нет никакого героизма, как бы говорит режиссер, но только судорожные и не всегда осознные попытки спасти свою жизнь. В финале сержант убивает сдавшегося в плен немецкого солдата... спустя четыре часа после окончания войны. Подобный поступок совершает он и в прологе ленты, когда стреляет в немца, пытавшегося объяснить ему, что война завершена, и они перестали быть врагами.

В 80-е годы у старейшего американского режиссера как бы открылось второе дыхание. Он ставит фильмы "Белый пес", "Воры после наступления темноты", "Без надежды на возвращение". Кстати, все они сняты в Европе при активном участии французских продюсеров. Особенно большой резонанс имел фильм "Белый пес", созданный по одноименной повести Р. Гари. Представляющий собой критику как "белого", так и "черного" расизма, он напугал американских прокатчиков и был выпущен на экраны лишь спустя 10 лет после его создания.

В это же десятилетие возрождается интерес к творчеству Фуллера. Были выпущены в прокат его лучшие фильмы, созданные в 50-60-е годы. Особым уважением имя этого режиссера было окружено во Франции в кругах кинематографистов, сгруппировавшихся вокруг журнала "Кайе дю синема". Большую симпатию к Фуллеру испытывал немецкий режиссер Вим Вендерс. Коренастую фигуру американского ветерана, никогда не расстававшегося с толстой сигарой, можно увидеть в фильмах "Американский солдат", "Положение вещей", "Хэммет". Незадолго перед смертью Фуллер сыграл роль отца в фильме Вендерса "Конец насилию".

Г. Краснова

Фильмография: "Я застрелил Джесси Джеймса" (I Shot Jesse James), 1948; "Аризонский барон" (The Baron of Arizona), 1949; "Стальной шлем" (Steel Helmet), 1950; "Примкнутые штыки' (Fixed Bayonets), 1951; "Парк-Роу* (Park Row), 1952; 'Случайное знакомство на Сауг-стрит' (Pick-up on South Street), 1953; 'Ад и прилив' (Hell&High Water), 1954; "Дом из бамбука" (House of Bamboo), 1955; "Полет стрелы" (Run of the Arrow), "Китайские ворота" (China Gate), 'Сорок винтовок' (Forty Guns), 1957; 'Запрещено!* (Verboten!), 1958; 'Пурпурное кимоно' (The Crimson Kimono), 1959; "Подпольный мир США* (Underworld USA), 'Мародеры Меррилла' (Merrill's Marauders), 1961; "Шоковый коридор' (Shock Corridor), 1963; 'Открытый поцелуй" (The Naked Kiss), 1964;" "Акула!" (Shark!), 1968; "Мертвый голубь на улице Бетховена" (Dead Pigeon on

Beethoven Street), 1972; "Большая красная единица" (The Big Red One), 1980; 'Белый пес' (White Dog), 1982; 'Воры после наступления темноты' (Thieves After Dark), 1983; "Без надежды на возвращение" (Sans espoir de retour), 1988; "Мадонна и дракон" (Madonna and the Dragon), 1989. Сочинения: 'Burn Baby Burn' N.Y. 1935; 'The Big Red One' N.Y. 1950. Библиография: Combs R. The Big Red One. Interviews with Samuel Fuller //MFB. 1980. Aug; Fuller S. Eyes Meet Eyes //MFB 1984. Mar; Grob N. Krimo statt Kino. Samuel Fullers Sapphos Flucht //Film. 1987. N 11 ; Street of no Return //Films & Filming. 1988. Jan; Sans espoir de retour //Cahiers du cinema. 1988. N 411 ; Guerif F. Entretien avec S. Fuller. 1988. N 417; Walsh P. Figure du cinema american //Cahiers du cinema. 1991. N 433/444; Seesslen G. Die Filme von S. Fuller //Film. 1992. N 8; Server L. Sam Fuller. A Critical Study with Interviews. N.Y. 1994; Sam Fuller //Cahiers du cinema. 1996. N498; Simon A. Sam Fuller-Perfect Pitch //Sight and Sound. 1998. Mar.