Инс, Томас

Режиссер, продюсер, сценарист, актер. Родился 6 ноября 1882 г. в Ньюпорте (штат Род-Айленд), умер 19 ноября 1924 г. в Лос-Анджелесе.

Инс был второй после Гриффита крупнейшей фигурой американского кино первой четверти века его развития. Несмотря на различие художественных почерков есть что-то роднящее этих двух режиссеров: оба они были пионерами, творчество которых внесло значительный вклад в историю киноискусства США. Но если Гриффит обогатил выразительный язык кино, то Инс очень много сделал для усовершенствования драматургической формы фильма и процесса его производства.

Родившись в театральной семье, Томас в детстве много ездил по стране с водевильной труппой, выступая в качестве танцора и певца. В 1906 г. пришел в кинематограф и четыре года снимался в эпизодических ролях фильмов студии "Байограф", где работала его жена — актриса Элеонора Алиса Кершоу. В 1911-м дебютировал как режиссер картиной "Табак маленькой Нелл". Год спустя основал собственную фирму "Бизон-101" под эгидой Карла Леммла, возглавлявшего тогда кинокомпанию "Индепендент Моушн Пикчерз". Съемки фильмов, в основном, вестернов велись в городке, получившем название Инсвилль.

Именно в этот период Инс разработал ту систему постановки картин, которой впоследствии стал широко пользоваться Голливуд. Если раньше главным в кино был режиссер (как и по сей день имеет место в Европе), то в американском кинопроизводстве на первое место вышел продюсер. Человек, по собственному его признанию, в жизни не прочитавший ни одной книги, Инс тем не менее уделял огромное внимание подготовке режиссерского сценария. (Литературную основу чаще всего делал Гарднер Салливан). Тщательно разработанный кадр за кадром, он передавался другому режиссеру со строгим указанием: "Снимать, как написано". Когда съемки заканчивались. Инс монтировал фильм, безжалостно вырезая все, что мешало развитию основного действия. Как точно подметил Джон Форд: "Он пытался заставить кино двигаться". Такая система давала Инсу возможность одновременно работать над десятком фильмов, которые снимали постановщики: Фрэнк Борзэги, Джек Конвей, Фред Нибло, Реджиналд Баркер и др. Инс же именовался "генеральным режиссером". В результате всего этого сегодня трудно определить его личное участие во многих лентах. Считается, что из множества картин, в титрах которых значится имя Инса, в действительности им поставлено лишь десять.

Среди них исторические драмы, в основном, на материале войны Севера и Юга ("Битва при Геттисберге", 1913), экзотические мелодрамы с Сессю Хайакава ("Тайфун", "Гнев богов" — обе 1914 г.), социальные ленты ("Итальянец", 1915). Однако наибольшую известность принесли Инсу вестерны — приключенческие фильмы из жизни Дальнего Запада США, многие из которых были настоящими произведениями киноискусства того времени ("Последняя битва Кастера", 1913; "Окраины ада", 1916 и др.). Они отличались динамикой развития действия, умелым использованием природы для подчеркивания психологических переживаний героев, хорошей актерской игрой.

Правда, Инс не открыл такого большого количества актеров, как Гриффит, однако благодаря ему в "Тайфуне" дебютировал впоследствии широко известный в США актер — японец Сессю Хайакава. В "Итальянце" — одном из немногих "не западных" фильмов Инса, где достигнута почти трагедийная высота в правдивом показе тяжелых условий жизни имигрантов в США, впервые появился на экране прекрасный молодой исполнитель Чарлз Рей. Инс же переманил в кино из театра Уильяма Харта, создавшего выразительный образ сильного, молчаливого ковбоя, человека с ясными глазами и большим сердцем, умевшего пылко любить и страстно ненавидеть. "Роуден -Голубая метка" (1918 — у нас "Нель из Манхеттена"), "Акула Монро" (1916 — у нас — "Гроза Юкона"), "Молчаливый человек" (1917, у нас — "Хищники Флориды") — вот лишь некоторые из его многочисленных фильмов, имевших огромный успех у зрителей. (Их режиссером числился Реджиналд Баркер).

В 1915 г. Инс вместе с Гриффитом и Мак Сеннетом основал компанию "Трайэнгл" ("Треугольник"), где в 1916 г. был выпущен один из его самых крупных фильмов "Цивилизация". Как раз в этот период в Америке очень остро стоял вопрос о вступлении США в первую мировую войну. Стремления милитаристских кругов, требовавших немедленного начала военных действий, получили яркое отражение в фильме Стюарта Блэк-тона "Боевой клич мира" (1915). Тогда Инс, всегда очень внимательно следивший за вкусами публики, решил, что наступило время высказать и другую точку зрения. Его "Цивилизация",показавшая разрушительные последствия войны, была проникнута пацифизмом. Но режиссерский замысел совершенно потерялся в груде аллегорий и символов, которыми режиссеры (помимо Инса там снова выступал Реджиналд Баркер) перегрузили картину. Вследствие этого она оказалась холодной и мало человечной. Но политический успех фильма был огромен. Говорили даже, что он обеспечил победу Вудро Вильсона на президентских выборах 1916 г.

Однако финансовые дела "Трай-энгла" шли плохо. Провалилась в прокате "Нетерпимость" Д.У. Гриффита, на постановку которой были затрачены огромные деньги. В 1918 г. фирма обанкротилась. Инс, оставшись за пределами Голливуда, выступал в качестве независимого продюсера. Отойдя на второй план, он перестает влиять на пути развития американского киноискусства, не ставит больше вестерны и фильмы действия и начинает поиски нового амплуа.

В первой половине 20-х годов Америку потрясла серия разоблачений в Голливуде, связанных с аморальным поведением и убийствами. После гибели от чрезмерной дозы наркотиков известного актера Уоллеса Рейда Инс вместе с его вдовой поставил "Крушение человека" (1923), где на примере судьбы погибшего показал вред употребления всяческого зелья. Следующий грандиозный скандал приключился уже с самим Инсом. Его убили во время развлекательного круиза на яхте знаменитого газетного магната Уильяма Рэндолфа Херста. Обстоятельства смерти так и остались до конца не выясненными. (Официальная версия: смерть от сердечного приступа). Но присутствовавшая на месте происшествия журналистка Лоуэлла Парсонс (с этого и началась ее известность) пустила гулять по страницам прессы версию о том, что Херст приревновал свою любовницу — актрису Марион Дэвис — к находившемуся на борту Чарли Чаплину и в гневе выстрелил в него. Пуля, отлетев от металлического покрытия, рикошетом попала в стоявшего неподалеку Томаса Инса...

Е. Карцева

Фильмография: как режиссер — "Табак маленькой Нелл* (Little Nell's Tobacco), 1910; "Сон" (The Dream), 1911; "Война на равнинах* (War on the Plains), 1912; "Битва при Геттисберге" (The Battle of Gettysberg), "Последняя битва Кастера" (Custer's Last Fight), 1913; "Тайфун" (The Typhoon), "Гнев богов" (The Wrath of Gods), 1914; "Итальянец" (The Italian), 1915; "Цивилизация" (Civilisation), "Окраины ада" (Hell's Hinges), 1916; как генеральный режиссер: "Великая жертва" (The Great Sacrifice), 1912; "Урожай греха" (Harvest of Sin), 1913; "Сделка" (The Bargain), "Проход Хикса с двумя револьверами" (The Passing of Two-Gun Hicks), 1914; "Плохой Бак из Санта-Инеса" (The Bad Buck of Santa Inez), "Приятель Кэша Парриша" (Cash Parrish's Pal), "Обращение Фрости Блейка" (The Conversion of Frosty Blake), "Трус" (The Coward), "Чаша жизни" (The Cup of Life), Темнеющая тропа" (The Darkening Trail), "Гpa-битель" (The Despoiler), "Дьявол" (The Devil), "Ученик" (The Disciple), "Недовольство" (The Grudge), "Кено Бейтс, лжец" (Keno Bates, bar), "Рыцарь троп" (Knight of the Trails), "Человек ниоткуда" (The Man from Nowhere), "Спаривание" (The Mating), "М-р. Сайлент Хаскинс" (Mr. Silent Haskins), "На ночной сцене" (On the Night Stage), "Грубиян" (The Roughneck), "Пинто Бен" (Pinto Ben), "Награда" (The Reward), "Уловка" (The Ruse), "Бич пустыни" (Scourge of the Desert), "Желтая полоска шерифа" (The Sheriff's Streak of Yellow), "Знак розы" (The Sign of the Rose), "Захват Люка Мак-Вейна" (The Taking of Luke McVane), "Орудия судьбы" (Tools of Providence), 1915; "Апостол мести" (The Apostle of Vengeance), "Ариец" (The Aryan), "Между мужчинами" (Between Men), "Дитя цивилизации" (Civilisation's Child), "Создатель восхода" (The Dawn Maker), "Двойник дьявола" (The Devil's Double), "Боец с пистолетом" (The Gun Fighter), "Патриот* (The Patriot), "Первобытная приманка" (The Primal Lure), "Налетчики" (The Raiders), "Возвращение Дроу Игена" (The Return of Draw Egan), "Волк Лоури" (Wolf Lowry), 1916; "Холодная палуба" (The Cold Deck), "Человек пустыни" (The Desert Man), "Летящие цвета" (Flying Colors), "Принцесса тьмы" (Princess of the Dark), "Молчаливый человек" (The Silent Man), "Честный делец" (The Square Deal Man), "Правдивый Талливер" (Truthful Tulliver), 1917, "Роуден-Голубая метка" (Blue Blazes Rawden), "Клеймя Бродвей" (Branding Broadway), "Когти гунна" (The Claws of the Hun), "Суета и перья" (Fuss and Feathers), "Тень кайзера" (The Kaiser's Shadow), "Обручальное кольцо" (The Marriage Ring), "Загадочный Гоун" (Riddle Gawne ), "Акула Монро" (Shark Monroe), "Человек-тигр" (The Tiger Man), "Когда мы едим?" (When Do We Eat?), "Железнодорожные волки" (Wolves of the Rail), 1918; "Отпуск на 23 с половиной часа" (23 1 /2 Hours Leave ), "Выводок мужчин" (Breed of Men), "Счастлив хотя женат" (Happy Though Married), "Спальня с привидениями" (The Haunted Bedroom), "Джон-юбочник" (John Pettycoat), "Закон мужчин" (The Law of Men), "Денежный загон" (The Money Corral), "Партнеров трое" (Partners Three), "Муж девицы Поппи* (The Poppy Girl's Husband), "Честный делец Сандерсон" (Square Deal Sanderson), "Начиная выступать" (Stepping Out), "Фургонные колеи" (Wagon Tracks"), "Добродетельный вор" (The Virtuous Thief). "Что узнает каждая женщина" (What Every Woman Learns), 1919; "Ложный путь" (The False Road), "Заколки" (Hairpins), "Тюремная птица" (The Jail-Bird), 1920; "Расстояние до дома" (The Home Stretch), "Возвращение новобранца" (The Rookie's Return), 1921; "До самых костей" (Skin Deep), "Анна Кристи" (Anna Christie), "Крушение человека" (Human Wreckage), "Рубцы ревности" (Scars of Jealousy), "Душа зверя" (The Soul of The Beast), 1923; "Барбара Фритчи" (Barbara Frietchie), "Смит-динамит" (Dynamite Smith), "Досужие языки" (Idle Tongues), "Те, кто танцует" (Those Who Dance), 1924; "Заманивание" (Enticement), "Игра с душами" (Playing With Souls). 1925; Как сценарист: "Табак маленькой Нелл" (Little Nell's Tobacco), 1910; "Трус" (The Coward), "Грабитель" (The Despoiler), "Уловка" (The Ruse). "На ночной сцене" (On the Night Stage), 1915; "Алоха" (Aloha), 1931; "Незаконный помощник шерифа" (The Outlaw Deputy), 1935. Библиография: Садуль Ж. История киноискусства. М. 1957; Mitry J. Thomas Ince, maitre du cinema. P. 1956; Jeanne R., Ford Ch. Thomaa H.lnce, premiere maitre du "western" //Histoire du cinema. V.3. P. 1955.