Каздан, Лоуренс

Режиссер, сценарист, продюсер. Родился 14 января 1949 г. в Майами Бич (Флорида). Образование получил в университете штата Мичиган на факультете английского языка. После его окончания работал в рекламном агентстве телевидения Детройта. Затем переехал в Лос-Анджелес.

Дебютировал в качестве режиссера в 1981 г. детективом "Жар тела", использующим ряд стилистических приемов так называемых "черных фильмов" 40-х годов. Роковая женщина Мэтги Уолкер (ее роль сыграла стоявшая в ту пору на пороге славы Кэтлин Тернер) совращает молодого адвоката Неда Рейсина.С горечью тот узнает в финале картины, что Мэтти не любит его, а лишь пытается с его помощью отвести от себя подозрения в убийстве собственного мужа.

Каздану удалось создать захватывающий фильм, сразу привлекший к себе внимание критиков. Впрочем, для них это не стало сюрпризом. Каздан не был новичком в кино. В качестве сценариста он принимал участие в создании таких хитов американского проката, как "Империя наносит ответный удар"(1980) И. Кер-шнера, "В поисках утраченного ковчега"(1981) С. Спилберга, "Возвращение Джидая"(1983) Р. Маркан-да. Однако, когда сам Каздан приступил к режиссуре, оказалось, что его интересы лежат совсем в иной плоскости. Понять их помог его второй фильм — "Большой озноб". Семеро друзей собираются на похороны друга, покончившего с собой в состоянии глубокой депрессии. Для всех них это стало поводом осмыслить собственную жизнь, соотнести ее с идеалами 60-х годов. Вывод неутешителен: заветы молодости остались невыполненными. И даже слова песен, которые они бодро распевали в те годы, сейчас вспоминаются с труцом."Большой озноб" — программный фильм. Каздан четко продекларировал в нем интерес к человеку, рассмотренному в контексте сложных социальных связей. Воинственному супермену приключенческих фильмов он предпочел коллективного героя, отражающего широкий спектр американского общества. Эти принципы получили дальнейшее развитие в лентах "Случайный турист" и "Большой каньон".

Мэкон Лири, покинутый женой герой "Случайного туриста", знакомится с дрессировщицей собак Мю-рел. Нелепая, беззащитная, ранимая (актриса Джина Дэвис получила за эту роль премию "Оскар"), она трогает сердце Мэкона, являя зримый контраст его жесткой жене. Фильм Каздана отнюдь не мелодрама. Важен не этот банальный сюжет, а та новая реальность, в которую попадает Лири после крушения традиционных связей. В картинах Каздана второстепенные персонажи значат порой не меньше главных. Вот почему такое большое значение приобретает в фильме история сестры Лири, его шефа, и, наконец, история Мюрел.

В "Большом каньоне" Каздан еще более усложнил проблематику, поставив в центр расовые проблемы современной Америки. Его коллективный герой обогатился симпатичной фигурой черного автомеханика Саймона.

Каздан — режиссер серьезный, но отнюдь не хмурый.Чувство юмора помогает ему приблизить его проблемные фильмы к зрителям. Однако попытки Каздана испытать себя в роли комедиографа нельзя назвать стопроцентно удачными. Основой фильма "Я люблю тебя до смерти" послужил анекдот о том, как зловредная жена решила сжить со свету неверного мужа. Она подсыпает ему в пищу три флакона со снотворным, нанимает убийц, те простреливают мужу голову и легкое, но он остается в живых. Фильм получился скорее тяжеловесным, нежели забавным. Что касается ленты "Французский поцелуй", римейка фильма "Желание", то и он не отличается большой изобретательностью, проигрывая оригиналу с участием Марлен Дитрих.

Каздан также снял два вестерна — "Сильверадо" и "Уайат Ирп". В последнем он обратился к истории легендарного персонажа Уайата Ирпа. Сын адвоката, тот предпочел работе в конторе вольную жизнь и вскоре стал одним из самых известных героев Дикого Запада. Режиссеры не раз обращались к истории Ирпа, Каздан, следуя своим творческим принципам, попытался взглянуть на него как на реального человека, а не фигуру из мифа.

Пробуя себя в разных жанрах, Каздан однако демонстрирует стойкую приверженность постоянному составу исполнителей, в котором лидируют два актера — Уильям Херт и Кевин Клайн. Флегматичный Херт и брутальный Клайн олицетворяют два разных темперамента, два способа взаимоотношения с окружающей действительностью.И это помогает Каздану избегать монотонности в трактовке сходных тем и сюжетов.

Каздан занимается продюсерской деятельностью. В 1992 г. на экраны вышел фильм "Телохранитель", в котором он выступил в качестве сценариста и продюсера. Каздан женат. У него двое детей. Старший сын Джейк недавно дебютировал в кино в качестве актера.

Г. Краснова

Фильмография: 'Жар тела* (Body Heat), 1981; 'Большой озноб" (The Big Chill), 1983; "Сильверадо" (Silverado), 1985; "Случайный турист" (The Accidental Tourist), 1988; "Я люблю тебя до смерти" (I Love You to Death), 1990; "Большой каньон" (Grand Canyon), 1991; "Уайат Ирп" (Wyatt Earp), 1994; "Французский поцелуй" (French Kiss), 1995; "Мамфорд" (Mumford), 1998.

Библиография: Clinch M. Passions //Films. 1982. Mar.; Ruiz J. Lawrence Kasdan /Casablanca 16. 1982. Apr.; BeekS. Hoe scenarioschrijver Kasdan //Skoop..l 984 Apr; Broeske P.H. Lawrence Kasdan — on interview //Film in Review. 1984. Apr.; Cronenworth B. He Knew What He Wanted //American Film. 1989 Jan/Feb; Fekejzov M. Lawrence Kasdan //Film&Doba. 1990. Feb.