Хатауэй, Генри

 Режиссер, продюсер, актер. Родился 13 марта 1890 г. в Сакраменто (штат Калифорния) в семье актрисы и театрального менеджера, умер 11 февраля 1985 года в Голливуде.

Работу в кино начал десяти лет от роду в качестве актера в вестернах, в том числе и в ранних фильмах режиссера Аллена Дуона. Снялся почти в 400 одно- и двухчастевых лентах. С 1918 по 1919 гг. был на военной службе, а вернувшись, вновь пришел в кинематограф, теперь уже как реквизитор и ассистент режиссера. Работа с Джозефом фон Штернбергом и Виктором Флемингом его многому научила.

В 1932-м Хатауэй дебютировал в режиссуре малобюджетным вестерном "Наследие пустыни" с Рэндоль-фом Скоттом. Фильмы этого жанра, привлекали его еще со времен актерской деятельности и скоро обратили внимание на начинавшего постановщика. Это произошло после "Тропинки одинокой сосны" (1936), рассказывавшей о переменах, которые внесла постройка железной дороги на Западе в жизнь и патриархальный уклад двух живущих здесь и давно враждующих семей. (Этот сюжет уже был экранизирован Сесилем Де

Миллем в 1915 г.) Картина оказалась первой цветной лентой, снятой целиком на натуре. Хатауэй вообще умел превращать отсутствие больших денег на постановку фильмов из недостатка в достоинство, что и потом будет неоднократно проявляться в его творчестве. К тому же даже в рамках одного жанра он умел использовать разные манеры, как это случилось в том же 1936 г. с вестерном "Поезжайте на Запад, молодой человек" (слова Авраама Линкольна), которому игра Мэй Уэст придала отчетливо иронический оттенок.

Однако подлинная известность пришла к этому режиссеру после постановки в одном и том же 1935-м году двух совсем разных картин: "Дела и дни бенгальских улан" и "Питер Иббетсон". Первая — приключенческая драма, по роману майора Фрэнсиса Итса-Брауна — одного из реальных "строителей империи" — рассказывала о подвигах британских солдат на северо-западной границе Индии во время британского колониального владычества. Это была первая лента об этой далекой стране, к тому же отличавшаяся крепко выстроенным сюжетом, обаятельной игрой Гэри Купера, никогда не виданными пейзажами. Некоторые критики сочли ее "лучшей картиной об армии, когда-либо сделанной". На "Оскара" бьгл выдвинут сам фильм в целом, сценарист и режиссер. Но к сожалению никто из них заветную награду не получил. А "Питер Иббетсон" оказался фантастической романтической драмой о двух влюбленных (Г. Купер и Энн Хардинг), знавших друг друга с самого детства. Встретившись уже взрослыми, они, наконец, обрели счастье, но судьба вновь разлучила их — его посадили за убийство ее мужа. Вновь воссоединились они уже только на небесах. Это была трогательная, чуть сюрреалистическая картина, прекрасно снятая оператором Чарлзом Лэнгом. Луис Буньюэль считал ее "одним из десяти лучших фильмов мира".

После успеха этих лент у зрителей и критиков, Хатауэй обрел славу режиссера, способного справиться с любым материалом, умеющего так выстроить сюжет, что никакие боковые линии не отвлекали от основного развития действия. У него всегда снимались лучшие актеры-мужчины: Гэри Купер, Генри Фонда, Джеймс Стюарт, Джон Уэйн. То же касалось операторов и композиторов (Дмитрий Темкин , Элмер Бернстайн)

Однако творчество Хатауэя оказалось неровным. После первых впечатляющих достижений пошла череда мало интересных, не запоминающихся "мужских" фильмов ("Души в море", 1937, "Отродье Севера", 1938, "Джонни Аполлон", 1940 и др.). Затем началась война и он ушел в армию. Вернувшись же, обрел второе дыхание. Одну за другой режиссер поставил несколько шпионских и криминальных драм: "Дом на 92-ой улице" (1945) — о деятельности немецких агентов в США; "Улица Мадлен, 13" (1946) — о работе отдела стратегической службы Соединенных Штатов в Монреале в годы войны; "Звоните по номеру "Северная сторона 777" (1948) — историю чикагского репортера, пытающегося снять обвинение в убийстве с американца польского происхождения.

Все эти картины были сняты на натуре, сюжеты для них брались из уголовных отчетов и газетных репортажей, за исключением исполнителей главных ролей использовались непрофессиональные актеры, импровизировавшие на съемках. Критики заговорили о влиянии неореализма. Но на самом деле все было гораздо проще. В суровое послевоенное время опять приходилось экономить средства, что Хатауэй умел делать как никто другой. Однако это, чисто экономическое, обстоятельство помогло выработке жесткой, полудокументальной стилистики, принесшей ему славу мастера, умеющего держать руку на пульсе времени.

Однако и этот взлет оказался недолгим. В 50-е опять пошла череда рядовых картин: уголовная драма "Поцелуй смерти" (1947), исгорико-костюмная лента "Черная роза" (1950), военный фильм о Роммеле "Лис пустыни" (1951), шпионская драма "Дипломатический курьер" (1952), где гитлеровских агентов заменили коммунистические. Именно в те годы, когда шло рождение "нового" вестерна, переосмысление прежних стереотипов в нем, Хатауэй продолжал снимать прежние "лошадиные оперы" ("Невыделанная шкура", 1950 и др.). И только в шестидесятые, после успеха широкоэкранного гиганта "Как был завоеван Запад" (1962), где он снял три эпизода, этот режиссер опять обрел веру в себя. Пользовались успехом такие его фильмы этого жанра, как "Сыновья Кэти Элдер" (1965) и "Настоящая выдержка" (1969), объединенные темой мести за убийство. Последняя лента "Отбой" (1974) — о наркотиках и их поставщиках-неграх — успеха не имела. Последние одиннадцать лет этот мастер уже жил без кино.

Творчество Генри Хатауэя не только неоднозначно само по себе: успех регулярно сменялся упадком, но любопытно и диаметрально противоположным отношением к нему критики. Основоположники "новой волны" во Франции считали его новатором в сфере фильмов "мужского действия", а Жак Садуль, например, утверждал, что он — лишь крепкий профессионал, ошибочно причисляемой к представителям авторского кино. Как всегда в таких случаях, истина находится где-то посредине. Действительно, новаторские тенденции в творчестве этого постановщика чаще всего возникали в результате привходящих, экономических обстоятельств. Однако, в любом деле важен результат. А он свидетельствует, что отдельные фильмы Хатауэя способствовали выработке новой стилистики, что в Голливуде случается довольно редко.

Е. Карцева

Фильмография: "Наследие пустыни' (Heritage of the Desert), "Дикая лошадь Меза" (Wild Horse Mesa), 1932; "В окружении Тонто" (Under the Tonto Rim), "Проход на закате" (Sunset Pass), "Мужчина из леса" (Man of the Forest), "До последнего человека" (То the Last Man), "Грохочущее стадо" (The Thundering Herd), 1933; "Последняя облава" (Last Roundup), "Вперед, морские пехотинцы!" (Come On Marines!), "Колдовской час" (The Witching Hour), "Отныне и вовеки* (Now and Forever), 1934; "Дела и дни бенгальских улан" (The Lives of a Bengal Lancer), 1935; "Тропинка одинокой сосны' (The Trail of the Lonesome Pine), 'Поезжайте на Запад, молодой человек' (Go West, Young Man), 1936; 'Души в море' (Souls at Sea), 1937; "Отродье Севера" (Spawn of the North), 1938; "Настоящая слава" (The Real Glory), 1939; "Джонни Аполлон' (Johnny Apollo), 'Брайам Янг, человек фронтира* (Brigham Young, Frontiersman), 1940; 'Пастух с холмов' (The Shepherd of the Hills), 'Заход солнца' (Sundown), 1941; 'Десять джентльменов из Уэст-Пойнта' (Ten Gentlemen from West Point), 1942; 'Китайская девушка' (China Girl), 1943; 'Дома в Индиане' (Home in Indiana), 'Крыло и молитва' (Wing and a Prayer), 1944; 'Головной холм" (Nob Hill), 'Дом на 92-й улице* (The House on 92nd Street), 1945; 'Темный угол* (The Dark Corner), 1946; "Улица Мадлен, 13* (13 Rue Madeleine), 'Поцелуй смерти' (Kiss of Death), 1947; 'Звоните по номеру "Северная сторона 777" (Call Northside 777), 1948; "В глубь моря на судах" (Down to the Sea in Ships), 1949; "Черная роза' (The Black Rose), 1950; 'Ты теперь во флоте' (You're in the Navy Now), 'Котелок для чая' (Teakettle), 'Четырнадцать часов' (Fourteen Hours), "Невыделанная шкура" (Rawhide), "Лис пустыни' (The Desert Fox), 1951; "Дипломатический курьер" (Diplomatic

Courier), "Полный дом О'Генри", эпизод "Зов Клорионо" (O'Henry's Full House, Clarion Call episode), 1952; "Ниагара" (Niagara), "Белый колдун" (White Witch Doctor), 1953; "Доблестный принц" (Prince Valiant), "Сад зла" (Garden of Evil), 1954; "Гонщики" (The Racers), 1955; "Донышко бутылки" (The Bottom of the Bottle), "23 шага до Бейкер-стрит* (23 Paces to Baker Street), 1956; "Легенда пропавших" (Legend of the Lost), 1957; "Из ада в Техас" (From Hell to Texas), 1958; "Женщина, одолеваемая наваждениями* (Woman Obsessed), 1959; "Семь воров* (Seven Thieves), "К северу от Аляски" (North to Alaska), 1960; "Как был завоеван Запад* эпизоды: "Река", "Равнины", "Бандиты" (How the West Was Won, episodes The River, The Plains, The Outlaws), 1962; "Мир цирка" (Circus World), 1964; "Сыновья Кэти Элдер" (The Sons of Katie Elder), 1965; "Смит из Невады" (Nevada Smith), 1966; "Последнее сафари" (The Last Safari). 1967; "Карточная запонка" (Card Stud), 1968; 'Настоящая выдержка" (True Grit), 1969; "Рейд на Роммеля" (Raid on Rommel), 'Высовывание* (Shoot Out), 1971; "Отбой" (Hang Up), 1974.

Библиография: Андре Базен об эротике в кино //Киноведческие записки. 1990. N 6; По законам кольта //Видео Асс Экспресс. 1991. N 3, Sadoul G. Dictionnaire des cineastes. P. 1965.