Хиллер, Артур

Режиссер, продюсер, актер. Родился 22 ноября 1923 года в Эдмонтоне (Канада). Получил образование в университетах Альберты, Торонто и Британской Колумбии, по специальности: юриспруденция и философия.

Как и многие другие кинорежиссеры, в мир экранного искусства, Хиллер пришел с телевидения, где проработал несколько лет. Его телевизионные картины — в сериалах "Альфред Хичкок представляет" (1955), "Высшая точка"(1956), "Театр Матинэ"(1957) и другие пользовались значительным успехом и собирали большую аудиторию. И как автор многих престижных телепостановок, Хиллер был приглашен поработать в кино. Его первые ленты на новом поприще — " Беспечные годы" (1957), "Чудеса белых жеребцов", "Оборотистые дельцы" (1963) доказали, что в американском кино появился еще один профессионал, который хорошо знает секрет коммерческого успеха. Впрочем, до появления в 1970 году картины "История любви", имя Артура Хиллера было малоизвестным, хотя на его счету — немало добротных лент. Он был лишь одним из многих.

Однако, экранизация бестселлера Э. Сигала вывела его в разряд самых кассовых режиссеров страны, а трогательная мелодрама о влюбленных (Райан О'Нил и Эли Мак-Гроу) с триумфом прошла по экранам всего мира, заставляя рыдать миллионы людей. Тривиальный сюжет — юноша и девушка из разных социальных слоев, преодолевают все преграды и женятся вопреки воле родных, благодаря трагическому финалу — юная героиня неожиданно умирала от лейкемии настолько пришелся по душе публике, что "История любви" побила все кассовые рекорды и была признана хитом 1970 года.

Но, как это не покажется странным, после столь грандиозного успеха фильма, Хиллер не спешил работать в жанре мелодрамы. Более того, его последующие работы можно было заподозрить в чем-угодно, но только не в желании выжать у зрителя слезу. В большинстве своем это были комедии, где герои Хиллера попадали в самые невероятные переделки и выпутывались из них прежде всего благодаря предприимчивости и оптимизму. Таковы были очаровательный мошенник Джимми Дворски (Джеймс Белуши) — герой ленты "Заботясь о деле", или друзья, один из которых глух, а второй слеп (Ричард Прайор и Джин Уайлдер), физические недостатки которых, впрочем, не мешали им перехитрить всех врагов ("Не вижу ничего плохого, не слышу ничего плохого"), или тот же актерский дуэт в ролях двух простаков, по ошибке подозревающихся в убийстве из фильма "Серебряная стрела".

Профессионализм режиссера, его умение работать с актерами, причем со звездами первой величины (в картинах Хиллера снимались Джордж Скотт, Аль Пачино и другие), тщательный отбор сценариев

— все это выдвинуло Хиллера в число ведущих режиссеров Америки. Он бесспорно относится к числу тех кинематографистов, которые работают, заранее просчитывая прокатную судьбу своих детищ. Не обладая искрометным талантом, Хиллер тем не менее на протяжении нескольких десятилетий остается баловнем публики. На просмотре его лент кинотеатры никогда не пустуют. И даже если он терпит неудачу — так его мюзикл "Человек из Ламанчи" оказался лишь бледной копией знаменитого бродвейского спектакля, то это не сказывается на его репутации, ибо, как правило, соседствуют с успешными работами. Таковы его печальная комедия "Автора! Автора!" с блистательным Аль Пачино в роли режиссера, потерпевшего крах в личной жизни, но победившего в творчестве; драма "Занимаясь любовью", где автор тактично и без смакования рассматривает проблему однополой любви, или ироничная лента "В браке" — три супружеские пары делятся со зрителями секретами "счастливой семьи".

Артур Хиллер прожил в кинематографе долгую и счастливую жизнь — за его плечами более тридцати картин, большая часть которых нашла своего зрителя, и все же в истории мирового кино он скорее всего так и останется автором одной из самых сентиментальных и душещипательных лент — "Истории любви", фильма, которому Гарвардский студенческий журнал присудил звание "худшего фильма года "за его слащавую претенциозность" — мнение с которым не согласились миллионы зрителей, продолжающих переживать за судьбу бедных влюбленных.

И. Звегинцева.

Фильмография: 'Беспечные годы' (The Careless Years), 1957; 'Чудеса белых жеребцов' (Miracle of the White Stallions), "Оборотистые дельцы' (The Wheeler Dealers), 1963; "Американизация Эмили' (The Americanization of Emily), 1964; 'Пенелопа' (Penelope), 'Пообещай ей что угодно' (Promise Her Anything), 1966; "Око дьявола" (Eye of the Devil), "Тигр получает свое" (The Tiger Makes Out), Тобрук' (Tobruk), 'Поли* (Popi), 1969; 'История любви" (Love Story), "Живущие за городом'(ТЬе Out of Towners), 1970; 'Больница* (The Hospital), 'Отель 'Плаза' (Plaza Suite), 1971; 'Человек из Ламанчи' (Man of La Mancha/I'uomo della Mancha), 1972; 'Безумный мир Юлиуса Врудера' (The Crazy World of Julius Vrooder),

1974; "Человек в стеклянной кобине" (The Man in The Glass Booth), 1975; "Серебряная стрела" (Silver Streak), "У.К. Филдс и я" (W.C. Fields and Me), 1976; "Свояки" (The In-Laws), "Ночные крылья" (Nightwings) 1979; "Автора! Автора!" (Author! Author!), "Занимаясь любовью" (Making Love), 1982; "Романтическая комедия" (Romantic Comedy), 1983; "Одинокий парень" (The Lonely Guy), "Учителя" (Teachers), 1984; "Яростная судьба" (Outrageous Fortune), 1987; "He вижу ничего плохого, не слышу ничего плохого" (See No Evil, Hear No Evil), 1989; "Беспокоясь о деле" (Taking Care of Business), 1990; "Малыш" (The Babe) ,1992; "В браке" (Married to It), 1993; "Совместная поездка" (Carpool), 1996; "Фильм Алана Смити: Гори, Голливуд, гори' (Alan Smithee: Burn, Hollywood, Burn), 1997. Библиография: Березницкий Я. Отблески времени. Неоконсервативные тенденции в американском кино 70- х годов. M. 1983., Карцева Е. Голливуд: контрасты 70-х. М. 1987., Шатерникова М. Реальность и мифы американского кино. //Искусство кино. М. 1978. Horst S. Filofox //Film. (Ger). 1991., N 6., Jason A. Flash. //Cinema. (Fr). 1984., N 4.