Хьюстон, Джон

Режиссер, актер, сценарист. Родился 5 августа 1906 г, в Неваде (штат Монтана), умер 28 августа 1987 г. в Мидлтоне (штат Висконсин). Учился в Школе искусств в Лос-Анджелесе.

Сын известного американского актера театра и кино Уолтера Хьюстона, он с трех лет выступал с отцом в водевилях. На экране появился в 1928-м в фильме У. Уайлера "Вымогательство". В последующие десять лет пробовал себя в разных профессиях: работал репортером, писал новеллы, сценарии для фильмов Хьюстона старшего, изучал живопись в Париже. В Голливуд вернулся в конце 30-х и сразу же обратил на себя внимание как сценарист ("Иезавель", 1938, "Магическая ампула доктора Эрлиха", 1940, "Сержант Йорк", "Высокая Сьерра", оба — 1941 г. и др.).

В 1941-м дебютировал в режиссуре "Мальтийским соколом" (по одноименному роману Дэшила Хэммета), положив начало новому направлению в американском кино — черному фильму. Так стали именовать детектив, заимствовавший многие приемы триллера. Моральная двусмысленность, взаимопроникновение Добра и Зла, противоречивость реальных человеческих характеров бьши переданы здесь нетрадиционными изобразительными средствами. Использовались широкофокусные объективы, дававшие глубину кадра, но намеренно искажавшие лица на крупных планах. Резкий контраст света и тени подчеркивал нравственный хаос, царящий в этом коррумпированном мире. Неестественные композиции интерьеров с косыми, нависавшими потолками и сдвинутыми пропорциями подчеркивали необычность происходящего. Съемка ночных сцен именно ночью, при слабом освещении, давала удивительный эффект приближения к реальности. А все это вместе создавало ощущение тревожного ожидания, нарастающего напряжения, надвигающегося ужаса. Успех фильма был столь велик, что на протяжении всего последующего десятилетия Хьюстон стал "Золотым мальчиком" американского кино: критики взахлеб хвалили каждую его новую картину.

В годы войны Хьюстон работал в специальном фронтовом подразделении, снимавшем документальные фильмы ("Битва под Сан-Пьет-ро", "Да будет свет" и др.). А в 1948 г. поставил "Сокровище Сьерра-Ма-дре", за что был удостоен "Оскара". Эта приключенческая драма показывала изменение психологии трех бедных золотоискателей (один из них — Уолтер Хьюстон — также получил "Оскара"). Они нашли то, что искали, разбогатели, но Фреду Доббсу (Хамфри Богарт) все было мало и он стал преступником и убийцей. Фильм полон внутреннего драматизма, чему немало способствовали умело обыгранные режиссером реалистические детали. Психологизация характеров стала отличительной чертой и "Асфальтовых джунглей" (1950) — уголовной драмы, явно испытавшей на себе влияние итальянского неореализма. Для каждого из троих героев, участвовавших в ограблении банка, это — не очередное воровское дело, а рубеж, после которого должна начаться другая, непохожая на прежнюю, жизнь. И полное крушение всех этих надежд в финале.

Пожалуй, самым теплым и человечным фильмом Хьюстона была "Африканская королева" (1952) — рассказ об искренней, подлинно романтической любви двух немолодых людей — пропитанного виски капитана маленького суденышка, давшего название картине, и суровой миссионерки (Кэтрин Хепберн). Исполнитель главной мужской роли,

Хамфри Богарт, — любимый актер этого режиссера — получил "Оскара".

У таланта Хьюстона была отличительная черта, которая не ощущалась пока он ставил детективные и приключенческие ленты, но сразу же дала себя знать в психологических драмах. У него — холодноватое, ироническое отношение к своим героям, за что его часто называли "Хемингуэем экрана". Когда речь шла об отрицательных персонажах, это воспринималось, как должное, с положительными же портила все дело. Что и произошло с экранизацией романа Стивена Крейна "Алый знак доблести" (1951). Режиссер стремился передать психологические ощущения новобранца, струсившего в первом бою (речь шла о гражданской войне в США), а потом все-таки преодолевшего свой страх и ставшего героем. Хьюстон здесь был лишен своего главного преимущества — умения интересно строить сюжетную интригу. Картина получилась скучной, затянутой, попытка же студии "МГМ" сократить ее без ведома режиссера привели к громкому скандалу. (Этому посвящена документальная книга Лилиан Росс "Картина".) "Алый знак доблести" не спасло даже оригинальное колористическое решение, заимствованное из дагеротипов времен гражданской войны. Во многих последующих лентах 50-х Хьюстон использовал свое знание живописи. В "Моби Дике" (1956, по роману Германа Мелвила) композиция кадров напоминала резьбу по дереву, а в "Мулен-Руже" (1953) — цветовую гамму полотен Тулуз-Лотрека, биографию которого и рассказывал фильм.

В 60-е — 70-е после ряда режиссерских неудач Хьюстон вернулся к актерскому творчеству, с которого он когда-то начинал свой путь в Голливуде. У него было выразительное, словно высеченное резцом из камня, лицо и мелодичный глубокий голос. В фильмах "Кардинал" (1960), "Китайский квартал" (1974), "Зима убивает" (1979) и др. он проявил себя как великолепный характерный актер. Часто читал закадровые тексты в документальных лентах и телепередачах. А если и ставил картины, то, в основном, экранизации ("Неприкаянные", 1961, по рассказу Артура Миллера, "Ночь игуаны", 1964, по пьесе Теннесси Уильямса, "Мудрая кровь", 1979, по роману Фланнери О'Коннор, "Мертвые", 1987, по рассказу Джеймса Джойса и др.).

И лишь в фильме "Честь семьи Прицци" (1984) вновь проглянул прежний Хьюстон — холодновато-ироничный, умеющий прекрасно обрисовать среду, в которой действуют его герои-мафиози, одновременно следить за судьбой нескольких персонажей, динамично выстроить комедийный сюжет. Здесь причудливо преломилась и основная тема лучших картин этого режиссера: одержимость людей какой-то целью, поиск ее и проигрыш в финале. Анжелика — дочь режиссера — получила "Оскара" за блестящее исполнение роли хитроумной внучки старого гангстерского главаря. (Редкий случай в американском кино: три поколения Хьюстонов в разные годы удостаивались этой высшей награды американского кино.)

Приемный сын — Дэнни Хьюстон — оказался постановщиком последней картины, в которой снимался его отец. Джон заболел во время съемок "Мистера Норта" и умер от эмфиземы легких еще до их окончания. После его смерти появились два фильма о нем: "Джон Хьюстон и дублинцы" (1987) и "Джон Хьюстон" (1988), в которых выступила Анжелика, много делающая для увековечения памяти своего родителя. Он был женат на балерине Энрике Сома, которая ушла из жизни почти за двадцать лет до него.

Е. Карцева

Фильмография: "Мальтийский сокол" (The Maltese Falcon), "В этом наша жизнь" (In This our Life), 1942; д/ф "Отчет с Алеутских островов" (Report from the Aleutinas), 1943; д/ф "Битва под Сан-Пьетро" (Battle of San Pietro), д/ф "Да будет свет' (Let There Be Light), 1944; "Сокровище Сьерра-Мадре" (The Treasure of the Sierra Madre), "Ки-Ларго" (Key Largo), 1948; "Мы были чужими' (We Were Strangers), 1948; 'Асфальтовые джунгли' (The Asphalt Jungle), 1950; "Алый знак доблести' (The Red Badge of Courage), 1951; "Африканская королева* (The African Queen), 1952; "Мулен-Руж" (Moulin-Rouge), 1953; 'Бейте дьявола' (Beat the Devil), 1954; 'Моби Дик* (Moby Dick), 1956; *Бог его знает, мистер Эллисон* (Heaven Knows Mister Allison), 1957; 'Корни рая* (The Roots of Heaven), "Варвар и гейша" (The Barbarian and the Geisha), 1956; "Непрощенная" (The Unforgiven), 1960; "Неприкаянные" (The Misfits), 1961; "Фрейд, тайная страсть" (Freud, the Secret Passion), 1962; "Список Адриана Мессенджера" (The List of Adrian Messenger), 1963; "Ночь игуаны" (The Night of the Iguana), 1964; "Библия" (La Biblia), 1966; "Казино Ройол" (Casino Royal), "Отражения в золотом глазу* (Reflections in the Golden Eye), 1967; 'Грешный Дейви' (Sinful Davy), 'Прогулка с любовью и смертью' (А Walk with Love and Death), 1969; "Кремлевское письмо" (The Kremlin Letter), 1970; "Сытый город" (Fat City), "Жизнь и времена судьи Роя Бина" (The Life and Times of Judge Roy Bean), 1972; "Человек Макинтоша' (The Mackintosh Man), 1973; "Человек, который хотел стать королем" (The Man Who Would Be a King), 1975; "Независимость" (Independence), 1976; "Мудрая кровь" (Wise Blood), 1979; "Фобия" (Phobia), 1980; "Победа" (Victory), 1981; "Энни" (Annie), 1982; "Под вулканом" (Under the Volcano), 1984, Специальная премия в Канне за творчество; 'Честь семьи Прицци* (Prizzi's Honor), 1985; 'Мертвые' (The Dead), 1987. Сочинения: Huston J. An Open Book. L 1981. Библиография: Киселев И. Честь семьи Прицци //Искусство кино. 1992. N 2; Краснова Г. Черный фильм по-европейски //На перекрестках кино. M. 1993; Карцева Е. Крутой детектив и его метры //Смех, жалость и ужас / Жанры в зарубежном кино. М. 1994; Тавернье Б. Американские друзья //Искусство кино. 1996. N 8; Nolan W. John Huston, King Rebel. LA 1965; Hammen S. John Huston. Boston. 1985.