Кормен, Роджер

Кинорежиссер, продюсер, сценарист и прокатчик. Родился в 1926 г. в Детройте (штат Мичиган). Служил в ВМФ США. Закончил Стэнфордский университет и Оксфордский университет (Англия). Работу в кино начал курьером на студии "XX век — Фокс". В 1957 г. организовал собственную производственную фирму "Роджер Кормен Продакшн энд Филмгрупп" и в скором времени стал одним из ведущих независимых продюсеров послевоенного американского кино. В распоряжении Кормена имелись два съемочных павильона, постоянная группа творческих соратников (сценарист Р. Мэ-тисон, художник Д. Хеллер, оператор Ф. Кросби), а также постоянный состав исполнителей, среди которых блистал красивый и представительный Винсент Прайс, главный герой готических фильмов. Это позволило Кормену снимать почти без остановок и установить своеобразный рекорд — свыше 60 фильмов за 16 лет работы в кино. В одном только 1957 году Кормен снял 10(!) фильмов, затрачивая на каждый не более двух недель.Он редко сотрудничал с крупными голливудскими фирмами, имея стойкую репутацию режиссера класса Б. Кстати, в самом этом определении не было ничего обидного. Литера Б, как правило, указывала отнюдь не на качество фильма, а на то, что он снят при минимальных затратах, без участия ведущих голливудских звезд в предельно короткие сроки.

С самого начала своей режиссерской деятельности Кормен проявлял интерес к фильму ужасов, и не только как к жанру кино, а как к некоему формообразующему началу, позволявшему до предела закрутить действие и насытить его шоковыми элементами, помогающими держать зрителя в постоянном напряжении. В сущности, Кормен снимал фильмы ужасов на протяжении всей своей карьеры.Однако содержание их постоянно менялось, то приближаясь, то удаляясь от реальности.

Решающим для формирования стиля Кормена стал 1960 год, когда ему пришла в голову счастливая мысль экранизировать знаменитый рассказ Эдгара По "Падение дома Ашеров", повествующий о гибели некогда знатного рода. Заявленные в фильме мотивы — злой рок, довлеющий над людьми, безумие героев, выражавшееся то помрачением рассудка, то кататонией — присутствуют во всех экранизациях По ("Колодец и маятник", 1961; "Преждевременные похороны", "Рассказы ужасов", 1962; "Дворец с привидениями", 1963; "Гробница Лигейи", 1965). При работе над ними в основном и сформировалась система приемов, с помощью которых режиссер воздействовал на зрителей. Используя хлопающие окна, скрипящие двери, подозрительные шорохи, голубой пульсирующий свет, зловещих животных и, наконец, пожар, в пламени которого гибнут носители зла, Кормен мог без труда привести публику в состояние душевного трепета. Однако он не упускал возможности и повеселить зрителей. Например, фильм "Ворон" настраивал на веселый лад буквально первыми кадрами. Невесть откуда взявшийся черный ворон нахально заявлял доброму магу Эразмусу, что хотел бы опохмелиться, затем требовал, чтобы Эра-змус превратил его в человека и, став таковым, увлекал доброго мага и его дочь во дворец злого волшебника Скоробея. Происходящие в последующем события полностью укладывались в схему корменовского фильма ужасов. Однако явная комедийная интонация, с которой они показывались, придавала действию приятный оттенок изящества.

Лучшим из готических фильмов Кормена считается"Маска Красной смерти". Насыщенный раздумьями об извечных проблемах человеческого бытия, он отличался философичностью, в общем не свойственной творчеству этого режиссера. Борьба добра и зла, приспешника сатаны и добрых христиан получила воплощение в серии впечатляющих визуальных образов. Особенно выделялась фигура злодея Просперо, которому противостояла хрупкая крестьянская девушка Франческа.

Последней экранизацией По стала "Гробница Лигейи", не самое удачное произведение в творческой биографии Кормена. Он понял, что пришла пора обновить фильм ужасов, насытить его более современным содержанием. Его новыми героями стали молодые люди в кожаных костюмах, с бешеной скоростью носящиеся по городу на сверхмощных мотоциклах ("Дикие ангелы", 1967). Жестокость, насилие, сексуальная вседозволенность превращали этих "диких ангелов" в настоящих монстров, куда более страшных, чем безумные герои По. И сегодня, спустя 30 лет после выхода фильма на экран, эпизод изнасилования девушки в алтаре церкви производит шоковое впечатление. Как уже не раз случалось в биографии Кормена, он значительно опередил свое время. Последовали многочисленные подражания. Само название фильма стало социологическим термином.

Не меньшее влияние на состояние умов оказал и фильм "Пу-тешествие"(1967). На этот раз в качестве героя Кормен выбрал телевизионного режиссера Пола, пытающегося с помощью галлюциногена ЛСД уйти от собственных проблем. Была сконструирована специальная камера и разработана особая технология обработки пленки, позволившая передать необычность переживаний человека, находящегося под воздействием мощного галлюциногена. Кормен отнюдь не призывал зрителей подражать его героям. Напротив, смерть Пола в финале картины ясно показывала, какую неоправданно высокую цену приходится платить за эти путешествия во времени и постранстве.

Кормен одним из первых отразил в кино изменения, произошедшие в сознании молодежи в конце 60-х годов. Однако подлинным манифестом этого поколения было суждено стать отнюдь не его достаточно невнятному фильму "Газ-з-з-з!.. или Оказалось необходимо уничтожить мир, чтобы спасти его!", а ленте "Беспечный ездок" Д. Хоппера и П. Фонды.

В конце 60-х годов Кормен снял также несколько кровавых триллеров. Особенно сильное влияние на развитие этого жанра оказали ленты — "Бойня в день Святого Валентина" и"Кровавая мама". Мамашу Баркер, реальную героиню, жившую в эпоху великой депрессии, Кормен превратил в настоящую леди ужаса. Патологически жестокая, ненасытная в преступлениях и любви, она управляла четырьмя сыновьями как безмозглыми марионетками. Кормен революционизировал криминальный жанр, насытив его многочисленными сексуальными извращениями. И сегодня, спустя 30 лет, фильм не утратил своего воздействия.

В начале 70-х годов Кормен отошел от постановочной деятельности, сконцентрировавшись на производстве и прокате. Благодаря его поддержке смогли дебютировать в кино режиссеры П. Богданович, Д. Кэме-рон, Ф.Ф. Коппола, Д. Кроненберг, Д. Данте, Д. Демми, М. Скорсезе. Он помог заявить о себе таким актерам, как Д. Николсон, П. Фонда, Б. Дерн, Р. Де Ниро и др. Одним словом, Кормен не только способствовал формированию эстетического облика современного кинематографа, но и помог встать на ноги его ведущим мастерам. Он был исключительно удачлив в своих начинаниях. Неслучайно его автобиография носит весьма красноречивое название: "Как я поставил сотню фильмов в Голливуде и не потерял ни цента".

Г. Краснова

Фильмография: "На пять пистолетов к западу" (Five Guns West), "Женщина из племени апачей" (The Apache Woman), 1954; "День, когда наступил конец света" (The Day the World Ended), "Болотная женщина" (Swamp Woman), "Женщина из Оклахомы" (The Oklahoma Woman), "Человек с ружьем" (The Gunslinger), "Оно завоевало мир" (It Conquered the World), 1956; "He от этой земли" (Not of This Earth), "Живой мертвец" (The Undead), "Обнаженный рай" (Naked Paradise), "Нападение чудовищных крабов" (Attack of the Crab Monsters), "Рок-н-ролл целую ночь" (Rock All Night), "Кукла-подросток" (Teenage Doll), "Карнавальный рок" (Carnival Rock), "Девушка из женского союза" (Sorority Girl), "Женщина-викинг и морской змей" (The Viking Woman and the Sea Serpent), 1957; "Война спутников" (War of the Satellites), "Богини Акульего Рифа" (The She Gods of Shark Reef), "Автоматчик Келли" (Machine Gun Kelly), "Пещерный подросток" (Teenage Caveman), 1958; "Я, гангстер" (I, Mobster), "Ведро крови" (A Bucket of Blood), "Женщина-оса" (The Wasp Woman), 1959; "Атака лыжного отряда" (Ski Troop Attack), "Дом Ашеров" (The House of Usher), "Лавочка ужасов" (The Little Shop of Horrors), "Последняя женщина на земле" (The Last Woman on Earth), 1960; "Тварь из моря призраков" (Creature from the Haunted), "Атлас* (Atlas), "Колодец и маятник" (The Pit and the Pendulum), 1961; "Незванный гость /Я все в вас ненавижу"(Т1те Intruder /I Hate Your Guts), "Преждевременные похороны" (The Premature Burial), "Рассказы ужасов" (Tales of Terror), 1962; "Ворон" (The Raven), "Ужас" (The Terror), "Икс — Человек с рентгеновскими глазами" (X — The Man with the X-Ray Eyes), "Дворец с привидениями" (The Haunted Palace), "Молодые гонщики" (The Young Racers), 1963; "Тайное вторжение" (The Secret Invasion), "Маска Красной Смерти" (The Masque of the Red Death), 1964; "Гробница Лигейи" (The Tomb of Ligeia), 1965; "Дикие ангелы" (Wild Angels), "Бойня в день святого Валентина" (The St. Valentine's Day Massacre), "Путешествие" (Trip), 1967; "Мишень-Гарри"(Тагде1-Наггу), 1968; "Как это сделать" (How То Make It), 1969; "Кровавая мама" (Bloody Mama), "Газ-з-з-з!... или Оказалось необходимо уничтожить мир, чтобы спасти его!" (Gas-s-s-s! Or It Became Necessary To Destroy The World In Order To Save It!), 1970; "Фон Рихтофен и Браун" (Von Richtofen and Brown), 1971; "Освобожденный Франкенштейн" (Frankenstein Unbound), 1990. Сочинения: Corman R.How I Made a Hundred Movies in Hollywood and Never Lost a Dime. N.Y. 1990.

Библиография: Del-Valle D. Roger Corman //Film&Filming. 1984. Nov; Borgion S. Roger Corman. Le Prince du fantastigue //La revue du cinema. 1989. N452; Roger Corman //Positif. 1990. N348; Peary G. Roger Corman //American Film. 1990. N6; Seidenberg B. Frankenstein Unbound //American Film. 1990. N 4; Aldridge D. How Low Can You Go //Film Review. 1991. Dec; Travaux practiques //Cahiers du cinema. 1991. N443; Roger Corman //Positif. 1992. N371; FoussetT. Saada N. Entretien avec Rodger Corman //Cahiers du cinema. 1993. N463.