Лоузи, Джозеф

Режиссер. Родился 14 января 1909 г. в Ла Кросс (штат Висконсин), умер 22 июня 1984 г. в Лондоне. Выросший в семье с голландскими корнями и строгими пуританскими традициями, Лоузи в своем дальнейшем творчестве, несомненно, проявил их воздействие, в частности, это видно в его преобладающем интересе к решению моральных проблем в форме притчи или аллегории. Будущий режиссер изучал медицину в Дартмутском колледже, однако, ставши одновременно членом труппы "Дартмут плейерз", осознал, что медицина не его призвание. Он поступает в Гарвардскую школу искусств, одновременно работая в труппе "Мастерская 47". В 1930 г. Лоузи все бросает и становится театральным критиком ведущих нью-йоркскх газет, после чего снова возвращается в театр, но уже как ассистент режиссера и режиссер.

В 1935 г. он снова на время бросает театр ради изучения новейших театральных теорий и едет в Европу как корреспондент газеты "Верайети". Он посещает Швецию, Финляндию, а затем отправляется в СССР, где присутствует на репетициях в театре им. Вахтангова, у Охлопкова и Мейерхольда. Побывал он и на нескольких занятиях режиссерского класса Эйзенштейна во ВГИКе.

Вернувшись в США, Лоузи занимается выпуском так называемой "Живой газеты", публицистических театральных представлений, выдержанных в духе теоретических установок Пискатора и Брехта. К концу 30-х — началу 40-х годов относятся и первые опыты Лоузи в области документального и научно-популярного кино, работа на радио. Призванный в 1943 г. на военную службу, он продолжает снимать учебные фильмы для военного ведомства.

После войны Лоузи возвращается в театр и в 1947 г. ставит в Лос-Анджелесе самый знаменитый свой спектакль "Галилео Галилей" по пьесе Брехта. Перевод был осуществлен с помощью самого Брехта, в главной роли блистал Чарлз Лоутон. (Свою мечту перенести эту пьесу на экран Лоузи смог воплотить только в 1974 г.).

Первый полнометражный игровой фильм "Мальчик с зелеными волосами" Лоузи снял в 1948 году. В этой притче о праве быть не таким, как все, уже заложен основной мотив дальнейшего творчества режиссера: пристальное изучение поведения людей в исключительных, выявляющих их сущность обстоятельствах. В последовавшей за этим дебютом целой серии "черных фильмов", снятых в Голливуде с необыкновенной быстротой, достаточно выпукло проявились черты режиссерского стиля Лоузи: резкие контрасты тени и света, подчеркнуто выразительное расположение актеров в кадре, необычные ракурсы съемки, — словом, все то, что впоследствии определяли как "барочный стиль" Лоузи.

Находясь в 1951 г. в Италии на съемках фильма "Незнакомец в поисках добычи", Лоузи был затребован для дачи показаний перед Комиссией по расследовнию антиамериканской деятельности в связи с доносом о его бывшей принадлежности к коммунистической партии. Режиссер, не скрывавший своих левых взглядов и не желавший оказаться жертвой "охоты на ведьм", предпочел остаться в Европе, после чего был занесен в голливудские "черные списки". Он обосновался в Англии, однако в первых снятых там фильмах был вынужден фигурировать под псевдонимом, чтобы не помешать их американскому прокату. Как и в Америке, это по преимуществу триллеры, окрашенные горечью, чувством безнадежности, с редкими лирическими эпизодами. Самый известный из них, "Проклятые" (1961) — фантастический триллер, направленный против угрозы атомной войны, где добрая воля и искусство противостоят мрачным античеловеческим экспериментам по созданию новой популяции людей, выросших в условиях радиоактивности.

С "Евы" (1962) начинается новый период творчества Лоузи, отмеченный повышенным вниманием к психологическим состояниям персонажей, испытывающих кризис личности и теряющих личностную идентичность либо под влиянием безнадежной страсти, либо вследствие невозможности противостоять разъедающему традиционную устойчивость общества ферменту декаданса и разложения, который находит питательную почву в нравственной неустойчивости современного человека. Если в "Еве" это исключительно любовный конфликт между героями Стэнли Бейкера и Жанны Моро, протекающий на фоне венецианской архитектуры, статуй и интерьеров с многочисленными зеркалами (зеркала — один из главных визуальных мотивов большинства фильмов Лоузи), то в "Слуге" (1963) и "Несчастном случае" (1967) личностный кризис героев отражает кризис традиционных ценностей всего английского социального уклада. В "Слуге", принесшем Лоузи мировую известность, жизнь молодого аристократа (Джеймс Фокс) оказывается в конечном итоге подчинена воле вышколенного, но внутренне вульгарного слуги (Дирк Богард); в "Несчастном случае" (Специальный приз жюри Каннского фестиваля) сквозь внешние приметы идиллической оксфордской университетской жизни проступает благодаря трагическому событию болезненная драма начинающего стареть интеллигента (Дирк Богард), мучающегося своей заурядностью и завистью к мужским успехам удачливого коллеги. Апогеем репутации Лоузи стал "Посредник" (1971, "Золотая пальмовая ветвь" Каннского фестиваля), где под ностальгическим флером "прекрасной эпохи" начала нашего века открываются, тем не менее, роковые страсти, преследующие их выживших участников и через многие десятилетия. Успех режиссера во всех трех фильмах по праву разделяет сценарист, известный драматург Г. Пин-тер, мастер примитивного с виду диалога, богатого множеством скрытых смыслов, когда наиболее выразительными оказываются паузы и умолчания.

Общий кризис английского кино в 70-е годы вынуждает Лоузи работать в разных странах Европы и мира. В Испании он снимает аллегорическую драму преследования "Ландшафт с фигурами" (1970), в Мексике и Италии — "Убийство Троцкого" (1972), дань былым политическим пристрастиям, в Норвегии — "Кукольный домик" (1973 )по Ибсену, во Франции, где режиссер обосновался после 1976 года, — "Месье Кляйн", драму личной идентичности, помещенную в кафкианскую атмосферу оккупированного гитлеровцами Парижа. Для французской фирмы "Гомон" снял он и один из лучших фильмов-опер последнего времени — моцартовского "Дон Жуана" (1979). После полной неудачи с экранизацией романа Роже Вайяна "Форель" (1982) Лоузи возвращается в Лондон, где и умирает во время работы над монтажем своего последнего фильма "Парилка".

А. Дорошевич

Фильмография: "Мальчик с зелеными волосами" (The Boy With Green Hair), 1948; "Без закона" (Lawless), 1950; "M" (M), "Мародер" (The Prawler), "Большая ночь" (The Big Night), 1951; "Незнакомец в поисках добычи" (Stranger on the Prawl / Imbarco a Mezzanotte), 1952; "Спящий тигр" (The Sleeping Tiger), 1954; "Близкий незнакомец" (The Intimate Stranger), 1956; "Безжалостное время" (Time Without Pity), 1957; "Цыганка и джентльмен" (The Gypsy and the Gentleman), 1958; "Свидание вслепую" (The Blind Date), 1959; "Преступник" (The Criminal), 1960; "Проклятые" (The Damned), 1961 ; "Ева" (Eva), 1962; "Слуга" (The Servant), 1963; "Король и Отечество" (King and Country), 1964; "Модести Блэз" (Modesty Blaise), 1966; "Несчастный случай" (Accident), 1967; "Тайная церемония (Secret Ceremony), "Бум!" (Boom!), 1968; "Ландшафт с фигурами" (Figures in а Landscape), 1970; "Посредник" (The Go-Between), 1971 ; "Убийство Троцкого" (The Assassination of Trotsky), 1972; "Кукольный домик" (A Doll's House), 1973; "Галилей" (Galileo), 1974; "Романтическая англичанка" (The Romantic Englishwoman), 1975; "Месье Кляйн" (M. Klein), 1977; "Дороги Юга" (Les Routes du Sud), 1 978; "Дон Жуан" (Don Giovanni), 1979; "Форель" (La Truite), 1982; "Парилка" (Steaming), 1984-85. Библиография: Шестаков Д. "Шесть "сердитых" фильмов" //в сб. "Кино Великобритании", М. 1970; Утилов В. "Очерки истории мирового кино". ВИПК раб. кино. М. 1991; Соловьева И. и Шитова В. "Несчастный случай" //Искусство кино. 1967. N2; Дорошевич А.

"Романтическая англичанка" //в кн. "На экранах мира" вып.7, М. 1977; Карцева, Е. "Лао-коон или Троянский конь? Троцкий глазами английских режиссеров" //Искусство кино, 1990. N 3; Leahy J. The Cinema of Joseph Losey. N.Y. 1967; Milne T. Losey on Losey. L. — N.Y. 1968.