Лучшая режиссура

Идея присуждения этой награды родилась в июле 1928 года. Первоначально отцы-основатели Академии сочли необходимым выделить в отдельную категорию режиссуру комедии. Но уже в следующем сезоне подобная градация была отменена.

Престиж награды некоторое время приходилось укреплять в борьбе против гегемонии продюсеров. Из 36 основателей Академии 18 (включая Мэри Пикфорд) были продюсерами или пробовали силы на этом поприще, в традициях времени диктуя свою волю режиссерам. В момент учреждения Киноакадемии их могуществу противостоял авторитет всего лишь шести режиссеров. Тем не менее, в первой табели о рангах режиссура была закреплена на почетной четвертой позиции.

Обычно режиссеры картин, выдвинутых на соискание "Оскара" в главном разряде конкурса, "Лучший фильм года", оспаривают приз и в "своей" категории, однако совпадения касаются, как правило, только трех-четырех, но не всех пяти лент. Очень часто, особенно в последнее время, этим пятым звеном, путающим все карты любителей прогнозов, становится режиссер-неамериканец. Лишь 1981 год оказался приятным исключением - постановщики всех выдвинутых на "Оскар" фильмов оказались в списке претендентов на звание лучшего режиссера.

Как ни странно, данная категория конкурса довольно долго обретала свою нынешнюю форму, избавляясь с течением времени от явных и скрытых несоответствий. Например, вплоть до начала 1940-х можно было столкнуться со странной диспропорцией, когда в конкурсе режиссеров представлено либо большее, либо меньшее количество претендентов, нежели картин-соискательниц титула "лучшего фильма".

Иллюстрацией скрытых несоответствий может стать следующее. Несмотря на то, что приз за лучшую режиссуру разыгрывается в течение 80 лет, его лауреатами с американской стороны (если не считать неоднократные лауреатства одного и того же режиссера) становились лишь 39 мастеров. Да и то, если покопаться в прошлом американских лауреатов, зачастую имеешь дело с представителями Европы, в силу различных причин оказавшимися в Голливуде. Так, например, Австрия подарила Америке Билли Уайлдера и Фреда Цинне-мана, Франция - Уильяма Уайлера, Венгрия - Майкла Кертица, Чехия - Милоша Формана, Польша - Романа Полански и т. д. Не говоря уже об Англии.

Режиссерский "Оскар" несколько менее "капризен" в сравнении с другими категориями. Но и здесь не обошлось без недоразумений. В лауреатском списке нет имен таких титанов старого Голливуда, как Чарльз Спенсер Чаплин, Сесиль Блаунт Де Милль, Джозеф фон Штернберг, Уильям Уэллман, Альфред Хичкок, Эдвард Дмитрык, Сэм Вуд, Говард Хоукс, Кларенс Браун, Эрнст Любич и Кинг Видор. Слабым утешением для кого-то из них стали почетные и именные награды. Трудно поверить, но Киноакадемия оставила не только без "Оскаров" за режиссуру, но даже без номинаций в этом конкурсе таких великих мастеров как Дэвид Уорк Гриффит, Говард Хоукс, Фриц Ланг, Рубен Мамулян, Сэм Пикенпа, Брайан Де Пальма и других, более молодых режиссеров из числа самых знаменитых постановщиков.

Действительно, Киноакадемия, несмотря на свое шумно разрекламированное коллективное решение, присуждая премию лучшему фильму, довольно часто провоцировала крупные скандалы. Однако она же чуть ли не каждый раз старалась погасить страсти именно режиссерским "Оскаром". Практически все (за малым исключением) картины, отмеченные этой наградой, являли собой творческие вершины того или иного мастера.

Звание рекордсмена в истории режиссерской категории конкурса в течение пятидесяти с лишним лет удерживает за собой великий Джон Форд, четырехкратный лауреат "Оскара" по итогам 1935,1940, 1941 и 1952 годов. Трижды удостаивались награды Фрэнк Капра( 1934, 1936, 1938) и Уильям Уайлер (1942, 1946, 1959). Последнему, кстати, принадлежит рекорд по количеству номинаций - 12, и вряд ли кто-то в обозримом будущем сможет хотя бы приблизиться к таким показателям. Второе место в списке лидеров по числу выдвижений на "Оскар" в режиссерском конкурсе досталось Билли Уайлдеру, достигшему отметки в 8 номинаций. Третье место делят между собой Фред Циннеман и, что примечательно, англичанин Дэвид Лин, по семь раз представлявшиеся к награде. Лучшими режиссерами дважды провозглашались Фрэнк Борзедж (1927/28, 1931/32), Льюис Майлстоун (1927/28, 1929/30), Фрэнк Ллойд (1928/29, 1932/33), Лео Маккери (1937, 1944), Билли Уайлдер (1945, 1960), Элиа Казан (1947, 1954), Джозеф Манкевич( 1949, 1950), Дэвид Лин (1957, 1962), Фред Циннеман (1953, 1966), Роберт Уайз (1961, 1965), Милош Форман (1975, 1984), Оливер Стоун (1986, 1989) и Стивен Спилберг (1993, 1998). Случалось и так, что даже неоднократные лауреаты "Оскара" отметились особыми достижениями. Например, Джону Форду и Джозефу Манкевичу удавалось побеждать в течение двух сезонов подряд.

К сожалению, в лауреатских списках мы не найдем имен таких корифеев кинорежиссуры Голливуда более поздних эпох как Стэнли Крамер, Артур Пенн, Стэнли Кубрик, Отто Преминджер, Хэл Эшби, Мартин Ритт, Алан Дж. Пакула, Норман Джуисон и Сидни Люмет. Не говоря уже о представителях "новой" и "новой новой волны", особо почитаемых за пределами США: Джоне Кассаветисе, Роберте Олтмане, Питере Богдановиче, Дэвиде Линче, Джиме Джармуше. Так что, как видите, Киноакадемия душит не только "чужих" новаторов (в первую очередь следует упомянуть выдающихся представителей британского кино Кена Рассела, Джеймса Айвори, Алана Паркера, Джона Бурмана, Кеннета Брэна, Стивена Фри-ерза), но и своих тоже. А ведь созданные упомянутыми мастерами фильмы неоднократно удостаивались "Оскаров" в самых различных категориях конкурса.

Стоит вспомнить и о судьбе давным-давно работающего в Голливуде англичанина Ридли Скотта, непризнание которого в качестве лучшего режиссера отдает постыдным фарсом, да и только. Иного сравнения и не подберешь.

Киноакадемия позволила себе барский жест выдвижения в конкурс английских режиссеров сразу же по окончании Второй мировой войны, затем, во второй половине 1950-х, она пошла еще дальше, начав присуждать им премии (чего только стоит двукратное лауреатство Дэвида Лина!), а с начала 1960-х годов в борьбу за режиссерские награды с легкой руки Академии включились режиссеры Италии, Швеции, Японии, Франции и т. д. В разное время в конкурсе участвовали люди-легенды: Федерико Феллини, Пьетро Джерми, Клод Лелуш, Ингмар Бергман, Франсуа Трюффо, АкираКуросава, Кшиштоф Кесьлевски и другие. К сожалению, пока безуспешно. Лишь итальянцу Бернардо Бертолуччи покорилась "оска-ровская" высота вместе с его... Англоязычным фильмом "Последний император" (1987).

За всю историю "Оскара" только две женщины оспаривали награду в конкурсе лучших постановщиков. Ими стали итальянка Лина Вертмюллер ("Паскуалино „Семь красоток"", 1976) и уроженка Новой Зеландии Джейн Кемпион ("Пианино", 1993). Дискриминация же режиссерских талантов Барбры Стрэйзанд, Норы Эфрон, Пенни Маршалл, Агнешки Хол-ланд и Кэтрин Бигелоу благополучно продолжается. Не говоря уже о представительницах неанглоязычных кинематографий.

Несмотря на существующее ныне господство политкорректное™, всего лишь один раз к "Оскару" за лучшую режиссуру был представлен чернокожий кинематографист - Джон Синглтон ("Ребята по-соседству", 1991). Он стал также и самым молодым номинантом в истории режиссерского "Оскара", удостоившись этой чести в возрасте 24 лет. Увы, за бортом конкурса так и остался Спайк Ли - крупнейшая некогда фигура среди негритянских постановщиков. Видимо, почувствовав неладное, донельзя политкорректная Киноакадемия, скрепя сердце, все-таки пропустила в конкурс индуса М. Найта Шьямалана ("Шестое чувство", 1999) и китайца Энга Ли ("Крадущийся тигр, затаившийся дракон", 2000). Однако в обоих случаях речь шла о давно работающих в Голливуде режиссерах.

Таким образом, вновь было подтверждено старое правило: когда Киноакадемии позарез нужен дипломатический ход для достижения компромисса, она обязательно проявит редкую неуклюжесть.