Лукас, Джордж

Режиссер, сценарист, продюсер. Родился 14 мая 1944 г. в г. Модесто (штат Калифорния). Окончил киношколу университета южной Калифорнии, где учился вместе со Стивеном Спилбергом — другом и единомышленником на всю жизнь. Став известными и богатыми, они отблагодарили свою "альма матер", построив на территории университета учебную киностудию, оснастив ее самой современной съемочной и монтажной техникой.

В юности Джордж увлекался автогонками, но после катастрофы, в которой у него были серьезно повреждены легкие, этому времяпровождению был положен конец. О былой страсти напоминает лишь поставленный им в 1966 г. короткометражный фильм "Человек и его машина". Внимание на себя Лукас обратил своей дипломной работой — "ТНХ 1138", удостоенной первой премии на национальном студенческом кинофестивале в 1965 г. К ней прилагался грант для присутствия на съемках "Радуги Файниана", где он подружился с режиссером этой ленты — Фрэнсисом Копполой.

Именно последний финансировал первый полнометражный фильм Лукаса — все тот же "ТНХ 1138" — расширенную версию двухчастевого студенческого диплома. Это была изобразительно изысканная, фантастическая картина о будущем земной цивилизации, антиутопия, в духе Замятина, Хаксли и Оруэлла. Рассчитанная на интеллектуалов, она не дала больших кассовых сборов, так и оставшись талантливым экспериментом, свидетельствующим о больших потенциальных возможностях автора. К тому же фирма "Бр. Уорнер" , купившая права на ее прокат и терпевшая убытки, заставила режиссера перемонтировать ленту. Что, однако, не помешало ей к концу 70-х стать культовой.

Неуспех у зрителей его первого и самого любимого детища навсегда отбил у Лукаса охоту к созданию интеллектуальных фильмов. Отныне все, что бы он ни делал, как режиссер, сценарист или продюсер, относится к категории "массового кино". Начальным шагом на этом пути стали "Американские граффити" (1973), снова финансировавшиеся Копполой. Это была одна из первых лент в стиле ретро, столь популярном в 70-е годы, причем, речь шла о совсем недавнем прошлом: конце 50-х — начале 60-х гг., т.е. о юности самого режиссера. Здесь Лукас проявил себя как тонкий психолог и нежный лирик. Картина была подернута дымкой грусти о невозвратной молодости, о ее тщетных надеждах, разбившихся о жестокую реальность. В фильме очень интересный музыкальный ряд, возродивший интерес к классическому року. Стоившая всего 750 тысяч долларов, эта лента стала одним из самых кассовых фильмов десятилетия. Лукас теперь уже мог ставить картины на собственные деньги.

Как раз в этот период — в середине 70-х — произошло в американском кино событие, на которое лишь немногие обратили внимание. Инженеры Джон Дикстра, Алва Миллер и Джерри Джефрис разработали систему электронного контроля кинематографического движения. Соединенный с камерой компьютер повторял различные фазы снимаемых кадров для создания иллюзии изменения окружающей обстановки, которая потом сочеталась с игрой живых актеров. Причем оператор давал ЭВМ лишь сигнал начала и конца съемки, длину куска, тип требуемого движения. Все остальное умная машина делала сама. Благодаря этому в одном эпизоде достигалось до 500 изменений (ранее — не более 20).

Эту систему, положившую начало компьютерной эре в киносъемках, Лукас опробовал в "Звездных войнах" (1977), за что инженеры получили "Оскара". Именно здесь впервые появилась новая "коллективная звезда" — компьютерные эффекты. Фильм удачно объединил в себе главные находки первых двух полнометражных лент Лукаса: фантастический образ будущего и ностальгию по прошлому. Эти две темы заявлены уже во вступительном титре: "Давным-давно в далекой, далекой Галактике...". А дальше следует столь привычная для американского зрителя сказочная история о том, как некие злодеи тоталитарного толка хотят подчинить себе последний оплот демократии на Земле (конечно, имеется в виду Америка) и молодые люди героически защищают привычные ценности и становятся героями. Этот сюжет трактуется в разных жанрах — то вестерна, то комедии, то приключенческого костюмного фильма, что его разнообразит и не позволяет стоять на месте.

Таких "космических опер" в кино США и до и после выпускалось великое множество. Но помимо разноплановости сценария "Звездные войны" отличало и необычное художественное решение, осуществленное с помощью компьютера. Это и впечатляющие "космические" ан-туражи, и полеты межпланетных кораблей невиданной ранее формы, и дуэли на лазерных лучах, и парящее в воздухе изображение, и появление комической пары роботов, подобранных по принципу Пата и Паташона, и забавные маски посетителей космического салуна, и инопланетное животное, роль которого исполнил слон с наклеенной шерстью и прикрепленными к голове рогами.

Успех оказался оглушительным. Картина, стоившая 10.5 млн. долларов дала 400 млн. кассовых сборов, что позволило режиссеру основать собственную кинофирму "Лукас-филм". Однако работа над "Звездными войнами" так измотала его, что Джордж поклялся никогда больше не заниматься режиссурой и до сих пор держит слово. Продолжения "Звездных войн" — "Империя наносит ответный удар" (1980), "Возвращение Джидая" (1983), "Возвращение эвоков" (1984) — уже делали другие режиссеры, но используя его сценарии и технические разработки. По либретто Лукаса были поставлены также имевшие огромный успех приключенческие фильмы Спилберга "Искатели потерянного ковчега" (1981), "Индиана Джонс и храм Судьбы" (1984). Третий фильм этого цикла "Индиана Джонс и последний крестовый доход" (1989) им только финансировался.

Основной доход сегодня Лукас получает не только от продюсерства. (Он не забыл услугу, оказанную ему в свое время Копполой, и дал тому денег на постановку фильмов "Капитан Эо" и "Таккер: Человек и его мечта".) Но, главным образом, от принадлежащей ему фирмы "Индустриальный свет и магия", где делают компьютерные спецэффекты для ведущих американских фантастических лент. В 1997 г. Лукас выпустил новую версию "Звездных войн" с добавлением нескольких специально доснятых эпизодов и трюков. А два года спустя в "Скрытой угрозе" (1999) предварил их действие.

Хотя серьезная критика в целом неодобрительно относится к Лукасу, считая, что он предал свой талант ради денег и теперь ему не хватает "тематической солидности", нельзя сбрасывать со счетов тот неоспоримый факт, что Лукас, впервые использовав компьютерные эффекты, встал у истоков "кинематографа XXI века" с его превалированием виртуальной реальности над подлинной.

Женат на Маршии Лукас, которая монтировала и "Американские граффити", и "Звездные войны", а также многие ранние фильмы Мартина Скорсезе.

Е. Карцева

Фильмография: к/ф "Свобода* (Freiheit), к/ф "Посмотри на жизнь* (Look at Life), "THX 1138*, 1965; "Человек и его машина" (A Man and His Car), к/ф "Херби" (Herbie), 1966; к/ф "6-18-67", к/ф "Любой жил в хорошеньком городке* (Anyone Lived in a Pretty Town), к/ф "Император" (The Emperor), 1967; "THX 1138", 1971; "Американские граффити" (American Graffiti), 1973; "Звездные войны" (Star Wars), 1977; "Звездные войны: новая версия" (Star Wars. A New Version), 1997; "Звездные войны: эпизод 1 - Скрытая угроза" (Star Wars: Episode 1 - Phantom Menace), 1999. Библиография: Карцева E. Годливуд: контрасты 70-х. М. 1987; Уэйнрауб Б. Иные миры Дж. Лукаса //Экран и сцена. 1995. 9-16 февр; Monaco J. American Film Now: the People, the Power, the Money, the Movies. N.Y.. 1979; Pye M. and Miles L. The Movie Brats: How the Film Generation Took Over Hollywood. N.Y. 1979.