Мандоки, Луис

Режиссер, продюсер, сценарист. Родился 17 августа 1954 г.

Мексиканец по происхождению, Мандоки получил образование в США и Англии, учился в Институте искусств Сан-Франциско, в Лондонской международной киношколе и Лондонской школе живописи. В Лондоне Мандоки снял свой первый фильм на 16мм пленке "Молчаливая музыка". В конце 70-х — начале 80-х гг. работал в Мексике, делая короткометражные ленты для Национального Института индихенизма, был ассистентом режиссера С. Оль-ховича. Его к/м фильм "Секрет" получил приз "Ариэль" 1980 г. Мексиканской киноакадемии. В 1981г. Мандоки снял в рамках государственной компании "Конасине" ленту "Месть Карлоса Манго", а затем вместе с А. Черемом основал собственную кинофирму и выпустил фильм "Мотель" (в нашем прокате "Загадка уединенного мотеля"), соединивший жанр психологического детектива и любовной драмы, высоко оцененный отечественными критиками. Однако подающий надежды кинематографист решил связать судьбу с американским кино и пробным камнем стала для него картина "Габи, правдивая история" производства США (прокатывала ее "Ко-ламбия"), автор выступил здесь режиссером, сценаристом и сопродюсером. В ее основе лежала подлинная биография Габриэлы Бриммер, дочери еврейских эмигрантов из Австрии, обосновавшихся в Мексике, с детства больной церебральным параличом. Фильм, содержащий приметы мексиканской действительности, говорил об общечеловеческой проблеме — мужественном преодолении недуга девушкой-иивалидом. Тему, таящую мелодраматические возможности, режиссер подал скорее в объективно-документальном ключе, пригласив в фильм именитых актрис: Лив Ульман и получившую известность после "Оскара", присужденного "Официальной истории", аргентинку Норму Алеандро. В следующей, уже чисто американской картине Мандоки "Белый дворец" (1991), продюсером которой был С. Поллак, главные роли сыграли известные голливудские актеры С. Са-рэндон и Дж. Спейдер, создав контрастные образы двух влюбленных, разделенных и возрастом, и социальным положением, и взглядами на жизнь. Героя фильма, 27-летнего Макса, добропорядочного "яппи", воспитанного своей еврейской мамой, охватывает страсть к 43-летней официантке Норе, изрядно побитой жизнью, но он стыдится ввести ее в свой круг. Эта драматическая коллизия развивается напряженно, с тонкими психологическими нюансами в отношениях героев, и — вопреки законам рациональной логики — завершается "хэппи эндом", сделанным в намеренно комедийном тоне.

Делая ставку на занимательное кино, Мандоки, в основном тяготеющий к жанру драмы и мелодрамы, пробует свои силы и в комедии, поставив в 1993 г. "Рожденную вчера" — римейк фильма 1950 г. классика американского кино Дж. Кьюкора, еще одну киноверсию пьесы Г. Кэ-нина. В треугольнике, составленном из неотесанного богатого дельца (Джон Гудмен), его любовницы, бывшей стриптизерши из Лас Вегаса (Мелани Гриффит) и журналиста, нанятого учить ее хорошим манерам (Джон Джонсон), главное внимание привлекает образ героини. Именно с ее поведением и связаны смешные моменты фильма, которых однако явно не хватает, чтобы поддерживать комический дух этой истории Галатеи нашего времени. От легкой комедии со столь же легким сатирическим оттенком Мандоки переходит к серьезной драме разрушения семьи и личности на почве алкоголизма в картине "Когда мужчина любит женщину" (1994). По контрасту с "Белым дворцом" эта лента совершенно лишена эротической ауры, несмотря на название и участие красивых и любимых публикой исполнителей: Энди Гарсии и Мэг Райан, которая играет молодую женщину, имеющую и преданного мужа, и милых детей, и работу, но постепенно спивающуюся. Режиссер попытался приоткрыть мир тех — и довольно многих, — кто страдает от алкоголизма. Хотя история иа экране выглядит чересчур затянутой, излишне сентиментальной и не всегда жизненно убедительной, верный выбор темы обеспечил ей кассовый успех, самый большой в карьере Мандоки: более 40 млн. долларов в прокате. Фильмы Л. Мандоки 1-й половины 90-х гг., получившие определенный отголосок в прессе, сделаны в расчете на широкого зрителя — с достаточно высоким уровнем профессионализма, в традиционно любимых публикой жанрах мелодрамы и комедии, с акцентированной в духе времени женской проблематикой (во всех его картинах самые полнокровные образы — главные героини), с интересными работами известных голливудских актеров и с неизменными "хеппи эндами". В конце 90-х режиссер напоминает о себе лишь одним фильмом "Послание в бутылке", пытаясь использовать — без должного эффекта — найденные им прежде слагаемые зрительского успеха в очередной романтической истории любви.

Т. Ветрова

Фильмография: в Мексике: "Месть Карлоса Манго" (La venganza de Carlos Mango), 1981 ; "Мотель" (Motel), 1983; в США: "Габи, правдивая история" (Gaby, A True Story), 1987; "Белый дворец" (White Palace), 1991 ; "Рожденная вчера" (Born Yesterday), 1993; "Когда мужчина любит женщину" (When a Man Loves a Woman), 1994; "Послание в бутылке" (Message in a Bottle), 1999. Библиография: Самсонов Г. Шалаш для двоих //Видео Асс Премьер. 1991. N 3; Смирнов П. Слушали и постановили //Столица. 1995. N 3: Colpart G. Gaby //La revue du cinema. 1988. N 437; Francke L. Born Yesterday //Sight and Sound. 1993. August.