Манн, Дэниел | О кино

Манн, Дэниел

Режиссер кино, театра и телевидения.Настоящая фамилия: Шугерман.

Родился 8 августа 1912 г. в Бруклине (Нью-Йорк), умер 23 ноября 1991г. Закончил Профессиональную детскую школу Нью-Йорка, где получил специальность актера и музыканта.Лринимал участие во второй мировой войне. После возвращения с фронта работал на Бродвее ассистентом Э. Казана. В конце 40-х гг. перешел в отдел художественного вещания студии NBC. В начале 50-х г. по совету Казана перебрался в Голливуд.

Для своего дебюта Манн выбрал популярную пьесу У. Инджа "Вернись, маленькая Шеба", безрадостную историю семейной пары, давно разочаровавшейся друг в друге. Б. Ланкастер сыграл алкоголика До-ка, вымещающего неудовлетворенность жизнью на жене Лоле. Однажды в приступе белой горячки он чуть не убил ее кухонным ножом. Защищаясь от ужаса семейной жизни, она возвращается к событиям безмятежной юности, к воспоминаниям о собачке Шебе, когда-то убежавшей из дома. Зовя ее назад, она хочет вернуть прошлое, так непохожее на ее несчастное настоящее. За исполнение роли Лолы впервые снявшаяся в кино 45-летняя актриса Ширли Бут была удостоена премии "Оскар".

Тема внутрисемейных отношений, приводящих к деградации чувств и моральному подавлению женщин проходит через все творчество Манна ("Жаркий сезон", "Я буду плакать завтра", "Ада", "Упражнение для пяти пальцев", "Ради любви Айви", "Мечта королей"). Особенно выделялась в этом ряду лента "Татуированная роза", имевшая в основе раннюю пьесу Т. Уильямса. Замечательная итальянская актриса Анна Маньяни сыграла в ней вдову Серафи-ну, которая после гибели мужа теряет вкус к жизни. И только знакомство с упрямым Альваро (Б. Ланкастер) возрождает в ней желание жить и быть любимой. За роль Серафины А. Маньяни получила премию "Оскар".

Поменяв Бродвей на Голливуд, Манн оставался по сути театральным режиссером, уделявшим крайне мало внимания изобразительному решению фильма. Главный акцент всегда делался им на актерское исполнение, а в качестве сценарной основы он предпочитал использовать известные театральные пьесы и литературные произведения. Эти особенности творческого стиля Манна сделали его чрезвычайно популярным в актерской среде. Его авторитет еще более укрепился после того, как Элизабет Тейлор получила своего первого "Оскара" за исполнение роли девушки по вызову, влюбившейся в женатого мужчину ("Бат-терфилд 8"). Благодаря Манну и прежде всего его выдержке и терпению Тейлор, проработавшая в кино 17 лет, но при этом считавшаяся лишь взбалмошной секс-бомбой, выдержала экзамен на звание настоящей актрисы.

В 1973 г. к Манну обратилась Мерл Оберон с просьбой стать режиссером финансируемоего ею фильма "Интервал". Она завершала творческую карьеру и хотела уйти с достоинством. Правда, фильм, в котором 63-летняя актриса сыграла женщину, обретшую счастье в любви с юношей, годящимся ей в сыновья, не стал большим откровением в творчестве актрисы, сыгравшей в кино около ста ролей.

Отдавая явное предпочтение женским историям, Манн не чурался и мужских жанров. Он снимал военные ("Чайный домик августовской луны", "Горная дорога") и шпионские ("Наш человек Флинт", "Путешествие в страх") фильмы. Однако предпочитал рассматривать изображенные в них события через призму иронии. Особенно удался ему фильм "Чайный домик августовской луны", экранизация популярной бродвей-ской комедии. Его герой — американский офицер на базе в Окинаве стремится ввести в обиход японцев элементы "прогрессивной" американской культуры и демократии. Его хитроумный переводчик (эту роль блестяще исполнил М. Брандо) беззастенчиво манипулирует начальником, выставляя все его начинания в дурацком свете. Пользовалась успехом и комедия "Наш человек Флинт", пародирующая фильмы о Джеймсе Бонде. Однако , когда Манн попытался снять настоящее жанровое кино, его ожидал провал. Яркий пример — фильм ужасов "Уиллард". Душевнобольной юноша тренирует крыс, чтобы они могли уничтожить его врагов, скорее вымышленных, чем реальных. Фильм подвергся нападкам со стороны критиков и провалился в прокате. Именно тогда Манн впервые задумался об уходе из кино. Холодный прием, оказанный большинству его фильмов, снятых в 70-е годы, лишь укрепил его в этом желании. В 1977 г.Манн вернулся на телевидение и сразу включился в работу над сериалом "Как был завоеван Запад". Изменение места работы не оказало никакого влияния на творческий стиль режиссера, по-прежнему делавшего ставку на исполнителей и известные литературные произведения. Особенно большой успех выпал на долю его экранизации пьесы Артура Миллера "Играя для времени". В ее основу была положена реальная история женского оркестра из Освенцима. В. Редгрейв сыграла талантливую музыкантшу Фанни Фенелон, которой музыка помогла пережить ужасы концентрационного лагеря. Этот фильм причисляется к лучшим произведениям режиссера, большая часть которых была создана в 50-е годы. Проработав на телевидении 10 лет, он закончил свою творческую карьеру фильмом "Человек, который разорвал 1.000 цепей", в котором снялись актеры нового поколения — Вэл Килмер и Соня Брага.

Г. Краснова

Фильмография: "Вернись, маленькая Шеба" (Come Back, Little Sheba), 1953; "О миссис Лесли" (About Mrs. Leslie), 1954; "Татуированная роза" (Rose Tattoo), "Я буду плакать завтра" (I'll Cry Tomorrow), 1955; "Чайный домик августовской луны" (The Teahouse of the August Moon), 1956; "Жаркий сезон" (Hot Spell), 1958; "Последний сердитый человек" (The Last Angry Man), "Горная дорога" (The Mountain Road), 1959; "Баттерфилд 8" (Butterfield 8), 1960; "Ада" (Ada), 1961; "Упражнение для пяти пальцев" (Five Finger Exercise), "Кто действовал? "(Who's Got the Action?), 1962; Кто спит в моей постели? (Who's Been Sleeping in My Bed?), "Наш человек Флинт" (Our Man Flint), "Юдифь" (Judith). 1965; "Ради любви Айви" (For Love of Ivy), 1968; "Мечта королей" (A Dream of Kings), 1969; "Уиллард" (Willard), "Мори" (Maurie), 1970; "Мстители" (The Revengers), 1971; "Интервал" (Interval), 1973; "Путешествие в страх* (Journey Into Fear), 1975; "Матильда" (Matilda), 1978; "Неправдоподобный мистер Чэдвик" (The Incredible Mr. Chadwick), т/ф "Играя для времени" (Playing For Time), 1980; "День, когда исчезла любовь" (The Day the Loving Stopped), 1981; т/ф "Человек, который разорвал 1.000 цепей" (The Man Who Broke 1.000 Chains), 1987.

Библиография: Карцева E. Берт Ланкастер. M. 1983.