Мингелла, Энтони

Английский режиссер кино и телевидения, сценарист, драматург, работающий и в Голливуде.

Родился 6 января 1954 года в Англии на острове Уайт. Его родители — Глория и Эдвард Мингелла — выходцы из Италии. В Великобритании они стали владельцами фабрики по производству мороженого. Энтони получил образование, закончив Университет города Холла в Йоркшире. Свою карьеру Мингелла начал театральным писателем. Его пьесы с 1984 года успешно ставились на лондонских сценах. За "Сделано в Бангкоке" (1986) автор получил приз — "Наиболее обещающий писатель", за пьесу "Искренне, безумно, глубоко" (1991) — премию "Наилучший оригинальный и правдивый автор". В эти же годы Мингелла пробует себя как режиссер телевидения, снимая телефильмы по собственным сценариям.

Первую картину в кино он создал по пьесе "Искренне, безумно, глубоко". Этот камерный, психологически тонкий авторский фильм прошел с успехом не только в Англии, но и в других странах. В частности, в Австралии Мингелла получил премию Австралийского киноинститута, как режиссер лучшего иностранного фильма. Затем он выпускает развлекательную ленту "Мистер Чудесный" (1993), в которой удачно использует талант обаятельного Мэтга Диллона. В этой комедии актер забавно играет разведенного супруга, который в результате юмористических любовных приключений, снова женится на своей бывшей жене.

Мировая известность и ошеломляющий успех пришли к сорокадвухлетнему режиссеру в 1996 году, когда его фильм "Английский пациент" получил 9 "Оскаров" и множество других наград. День вручения "Оскаров" был провозглашен Британским днем в Голливуде. В многочисленных рецензиях жанр произведения определялся по-разному: мелодрама, романтический эпос, шпионская лента, военный фильм. И в каждом из этих названий есть доля истины. В романе Майкла Онтаажи, получившем Букеровскую премию 1992 года, Мингелла, сам написавший по нему сценарий, нашел, прежде всего, мелодраматическую историю любви — находясь в картографической экспедиции Великобритании в Африке, нервный и страстный картограф (Рейф Файнс) влюбляется в жену своего коллеги. И эта любовь под раскаленным солнцем пустыни, заканчивается трагической гибелью героини. Присутствует здесь и шпионская тема, когда герой, стремясь спасти возлюбленную, становится предателем и передает секретные карты немцам. Это и рассказ о работе военного госпиталя, и эпическое полотно, широко показавшее эпоху 2-й мировой войны, прошедшей по разным странам и континентам.

Выход на экраны "Английского пациента" вызвал не только восторги, но и скептическое отношение определенной части критики, которую озадачил моральный релятивизм картины, отсутствие у героя нравственных устоев, особенно тогда, когда он из-за любви предал интересы своей страны. Появились и статьи, упрекающие Мингеллу в заимствовании идей своего произведения у других авторов. Сам же режиссер в своих многочисленных интервью отнюдь не скрывал, что в первую очередь находился под большим впечатлением от "Лоуренса Аравийского" (1962). ДЛина и, работая над "Английским пациентом", осуществил свою юношескую мечту — снять картину на фоне бескрайних равнин африканской пустыни. Что же касается сюжета фильма — его предыстория была реальной, хотя и не столь мелодраматичной. В жизни действительно существовал венгерский граф Ласло Ал маши. Он воевал в Ливии. Был агентом двух разведок: советской и немецкой, — и умер уже после войны в 1951 году.

В съемках "Английского пациента" принимали участие лучшие профессионалы Голливуда. Это и продюсер Сол Заенц, и оператор Джон Сил, великолепно снявший натурные эпизоды, особенно пустыню, ставшую в фильме поэтической метафорой одиночества человека. И художник Стюарт Крейг, и монтажер Уолтер Марч, работавший над такой известной лентой, как "Апокалипсис сегодня" — все внесли в фильм Мингел-лы свою лепту и получили заслуженные награды.

После выхода "Английского пациента" Мингелла приступил к работе над двумя следующими фильмами. Действие одного — происходит в Италии, стране, которую режиссер считает своей второй родиной. Это фильм по роману Патриции Хай-смит "Талантливый мистер Рипли". Вторая лента — по произведению, написанному американцем Чарлзом Фрейзером "Холодная гора", где любовная интрига развивается на фоне гражданской войны в Соединенных Штатах.

Т. Царапкина

Фильмография: т/ф "Жители Ист-энда" (East Enders), 1985; "Искренне, безумно, глубоко" (Truly, Madly, Deeply), 1992; "Мистер Чудесный" (Mr. Wonderful), 1993; "Английский пациент" (The English Patient), 1996; "Талантливый мистер Рипли* (The Talented Mr. Ripley), 1999.

Библиография: Эшпай В. Идеальный мужчина //ТВ Парк. 1996. N 26; Никифорова В. Пустыня одиночества //Независимая газета. 1997. 7 мая; Farago P. Mr. Wonderful //Sight and Sound. November. 1993; Diasteme Le Patient anglais //Premiere (Fr.). 1997. Avril.