Миннелли, Винсент

Режиссер кино и театра. Хореограф. Настоящее имя: Лестер Энтони. Родился 28 февраля 1903 г. в Чикаго в семье музыкантов, умер в 1986 г. Его отец, итальянец Винсент Чарлз Миннелли, подвизался в качестве дирижера небольших оркестров. Мать, француженка Мина Ле Боу, была певицей. В самом начале XX века отец организовал небольшую труппу, которая, в основном, гастролировала по Среднему Западу. Миннелли, по его шутливому замечанию "родившийся в чемодане", уже с трехлетнего возраста принимал участие в представлениях. В конце концов родители осели в г. Делавер, штат Огайо, и будущий режиссер начал ходить в школу. Окончив ее, он отправился в Чикаго, где стал посещать Институт искусств. Уже в 1929 г. он был назначен главным дизайнером Чикагской промышленной выставки, а в 1931 г. был приглашен в Нью-Йорк сделать костюмы для артистов вновь открывшегося после реконструкции "Radio City Music Hall". Начинающим художником заинтересовался Бродвей. Миннелли не долго ходил в оформителях, и вскоре сам поставил три спектакля. В 1937 г.он получил от студии "МГМ" предложение войти в ее штат.

На протяжении 30-50-х гг. "МГМ" занимала лидирующие позиции в производстве музыкальных и развлекательных фильмов. Отвечающий за них продюсер Артур Фрид тщательно подбирал команду единомышленников. Однако прошло шесть лет, прежде чем на экранах появился первый фильм Миннелли "Хижина в небе". Ему в ту пору как раз исполнилось 40 лет. Фильм представлял собой экранизацию бродвейского мюзикла под тем же названием. Юный Джо, получивший тяжелую травму, лежит без сознания, равнодушный ко всему на свете. А в это время его жена Петуния ведет борьбу с дьяволом за спасение души мужа. Необычный сюжет позволил режиссеру разработать оригинальную изобразительную концепцию. Особый колорит придало действию участие в нем черных исполнителей Лены Хорн и Луи Армстронга. Хотя "Хижина в небе"пользовалась огромным успехом, сам режиссер считал началом своей карьеры в кино мюзикл "Встретимся в Сент-Луисе".

Его бесхитростный сюжет Миннелли позаимствовал в журнале "Нью-Йоркер", в котором печатался цикл очерков о жизни в дельте Миссисипи в самом начале XX века. Отцу семейства предлагают место в Нью-Йорке, он с радостью соглашается, однако жена и четверо дочерей не хотят покидать привычный уютный мирок. Всю свою фантазию Миннелли направил на то, чтобы воссоздать на экране почти забытый образ ушедшей эпохи. Пышные юбки дам, изящные кружевные воротники, высокие замысловатые прически, очаровательные пестрые зонтики, газовые лампы под абажурами, конки, запряженные красавцами-лошадями... "Встретимся в Сент-Луисе" был первым цветным фильмом Миннелли, и он подходил к использованию цвета как тонкий изобретательный художник. Воздействие картины многократно усиливал уникальный талант и бурный темперамент начинающей актрисы Джуди Гар-ленд. В ее лице Миннелли нашел музу, осветившую своим талантом его лучшие фильмы. В 1945 г. они поженились, а в 1946 г. на свет появилась их дочь Лайза.

В фильме "Встретимся в Сент-Луисе" Миннелли воплотил идеал т.н. "синтетического мюзикла", в котором музыка, песни, танец и изображение сливаются в единое целое, повинуясь фантазии режиссера. Было достаточно короткой песенки или красивого па, чтобы в голове Миннелли возник план целого мюзикла. Вот почему режиссер не любил рутинную работу по переносу на экран бродвейских постановок и, если не было возможности отказаться от нее, старался по мере возможности разнообразить и оживить действие. Самый яркий пример — замечательный "ориенталистс-кий" номер "Лайм-хауз блюз"в исполнении Ф. Астера и Л. Бремер из весьма заурядного киноревю "Безумства Зигфилда".

Как художник костюмов и декоратор, Миннелли уделял первостепенное значение изобразительному решению.Чем невероятнее представлялось содержание фильма, тем роскошнее становилась его форма. В конце 40-х гг. Миннелли поставил два мюзикла :"Иоланда и вор" и "Пират". Действие первого происходит в вымышленном латиноамериканском государстве, второго — на волшебном острове в Карибском море. Это и позволило режиссеру превратить экран в настоящую красочную феерию, сотканную из танцев, музыки, декораций.

Рубеж 50-х гг. начался для Миннелли с невероятного успеха его комедии "Отец невесты", где Спенсер Трейси сыграл отца 17-летней девушки, решившей помимо его воли выйти замуж. Красота и обаяние молоденькой Лиз Тейлор привлекли к фильму многих зрителей. А спустя два года на экранах появился мюзикл "Американец в Париже", навсегда вписавший имя Миннелли в историю мирового кино. Толчком к его созданию послужили популярные мелодии Джорджа Гершвина. Чтобы объединить их в единое целое, была придумана незатейливая история. Американский художник Джерри живет в Париже, рисует картины и мечтает прославиться. Богатая и красивая меценатка Мило хочет сделать художника счастливым, но он любит простую девушку Луизу, которая после некоторых колебаний отвечает на его чувства. При создании декораций Миннелли использовал картины художников-импрессионистов, стараясь найти соответствие между их настроением и музыкой Гершвина. Очень изобретательно была использована к примеру мизансцена из знаменитой картины Тулуз-Лотрека "Танцующий шоколад". Миннелли несказанно повезло, что в качестве его соавтора выступил Джин Келли. Апофеозом мюзикла стал 18-минутный балет "Американец в Париже", в котором удалось достичь полного единства музыки, танца и изображения ("Оскар" как лучшему фильму 1951 года).

Вдохновленный успехом, Миннелли решил привлечь к сотрудничеству другого гиганта мюзикла Фреда Астера. Название фильму "Одержавший победу" (Band Wagon) дала песня, которую тот исполнял в 30-е гг. Поскольку артисту уже исполнилось 54 года, было решено обыграть его возраст. После серии неудач в кино стареющий актер Тони Хантер возвращается на Бродвей. Но и здесь его ждут одни неприятности. Однако Тони собирает волю в кулак и одерживает победу. Хотя Астер уже не мог танцевать с прежним напором, его манеры, походка обладали магнетическим воздействием. Любопытно, что "Одержавший победу" был провозглашен самым реалистическим мюзиклом 50-х гг., верно передающим нравы шоу-бизнеса.

Проблемы людей искусства всегда интересовали Миннелли. В 1952 г. он поставил один из лучших своих фильмов "Негодяй и красавица", рассказывающий о Голливуде и сложных отношениях удачливого продюсера Дж. Шилдса с его творческими соавторами. Позднее та же тема была повторена в ленте "Несколько дней в другом городе". Касался психологии творчества и фильм "Жаждажизни", посвященный Винсенту Ван-Гогу. Его роль исполнил любимый актер Миннелли Керк Дуглас, убедительно раскрывший трагедию одиночества и радость творчества, в равной степени присущие Ван-Гогу. Миннелли удалось найти ландшафты, запечатленные художником. Соотнося их с живописными полотнами, он наглядно продемонстрировал особенности уникальной техники этого художника.

Миннелли не утратил интереса к сказочным, фантастическим мюзиклам ("Кисмет", "Бригадун"). Особенно интересным получился "Бригадун", рассказывающий о путешествии двух нью-йоркцев в загадочную страну, расположенную в самом центре Шотландских гор. Сыгравший главную роль Джин Келли в содружестве с Миннелли создал интересную хореографию, построенную на противопоставлении безумных ритмов Нью-Йорка и безмятежности сказочной страны. Последним мюзиклом, снятым в 50-е годы, стала "Жижи". Эта дорогостоящая постановка не может быть причислена к достижениям режиссера, хотя в 1958 г. она и была удостоена двух "Оскаров" (за режиссуру и лучший фильм).

50-е годы стали для Миннелли периодом настоящего триумфа. Однако в 60-е гг. его чаще преследовали неудачи. "Четыре всадника Апокалипсиса", "Две недели в другом городе", "Прощай, Чарли" — все эти фильмы несут на себе печать усталости. В 1970 г. Миннелли снял свой последний мюзикл "В ясный день можно увидеть вечность", в котором снялась звезда нового мюзикла Бар-бра Стрейзанд.Она сыграла сразу двух героинь — современную женщину и аристократку Х1Хвека. А роль психиатра, владеющего гипнозом, исполнил Ив Монтан.

В 1972 г. Лайза Миннелли получила "Оскар" за роль в "Кабаре". Тогда и возникла идея создать "семейный" фильм Миннелли ("Покажет время"). Лайза здесь — деревенская девушка, которая сначала становится горничной в отеле, а потом и знаменитой актрисой. Эта вполне заурядная постановка запечатлела регрессию стиля знаменитого мастера. Режиссер понимал, что время его ушло. Он делал небольшие постановки в варьете, давал консультации артистам. В 1974 г. вышла в свет его автобиография "Я хорошо это помню". Последний период жизни Миннелли был отмечен тяжелой болезнью, от которой он скончался в 1986 г.

Г. Краснова

Фильмография: "Хижина в небе* (Cabin in the Sky), 1943; "Встретимся в Сент-Луисе" (Meet Me in St. buis), 1944; *4acu"(The Clock), "Иоланда и Bop"(Yolanda and the Thief), "Безумства Зигфелда* (Ziegfeld Follies), "Подводное течение' (Undercurrent), 1946; "Пират" (The Pirate), 1947; 'Мадам Бовари* (Madame Bovary), 1949; "Отец невесты" (Father of the Bride), 1949; 'Американец в Париже'(Ап American in Paris), 'Маленький дивиденд отца' (Father's Little Dividend), 1951 ; 'Негодяй и красавица* (The Bad and the Beautiful), 'Мадемуазель" (Mademoiselle), 'Одержавший победу' (The Band Wagon), 1953; "Длинный, длинный трейлер" (The Long, Long Trailer), "Бригадун' (Brigadoon), 1954; 'Паутина* (The Cobweb), "Кисмет' (Kismet) 'Жажда жизни* (Lust for Life), "Чай и симпатия" (Tea and Sympathy), 1956; "Коварная женщина" (Designing Woman), "Седьмой грех" (The Seventh Sin), 1957; 'Жижи" (Gigi), "Упорная дебютантка" (The Reluctant Debutante), "Идет какая-то игра" (Some Game Running), 1958; "Домой с холма* (Home from the Hill), "Колокола звонят* (Bells Are Ringing), 1960; 'Четыре всадника Апокалипсиса" (The Four Horsemen of the Apocalypse), 1961, 'Две недели в другом городе" (Two Weeks in Another Town), 1962; "Ухаживание отца Эдди* (The Courtship of Eddi's Father), 1963; "Прощай, Чарли" (Goodbye Charlie), 1964; "Кулик* (The Sandpiper), 1965;*B ясный день можно увидеть вечность* (On a Clear Day You Can See Forever) 1970; "Покажет время* (A Matter of Time), 1976. Сочинения: Minnelli V. I remember It Well. N. Y. 1974

Библиография: Ханиш M. О песнях под дождем. М. 1984; Burton J. The Book of Hollywood Musicals. N.Y. 1953; Truchaud F Vincente Minnelli. P. 1966; Springer J. All Talking, All Singing, All Dancing. N.Y 1966; Kobal J. Gotta Sing, Gotta Dance. N.Y. 1970; Harcourt-Smith S. Vincente Minnelli //Sight&Sound. 1952. Jan/Mar.; Johnson A The Films of Vincente Minnelli //Film Quarterly. 1958. Winter; The Rise & Fall of the Musical //Films & Filming. 1962. Jan; Roche C. Vincente Minnelli //Premiere. 1966. Mar; Bourget J.P.L' oeuvre de Vincente Minnelli //Positif. 1986. Dec; Quinian D. Remember Him Well //Photoplay. 1986. Oct; Taylor J.P. Tribute to Minnelli //Films & Filming. 1986. Oct.