Нибло, Фред

Режиссер, сценарист, продюсер, актер. Настоящее имя: Фредерик Нобиле. Родился 6 января 1984 г. в г.Йорк (штат Небраска), умер 11 ноября 1948 г. в Новом Орлеане.

В молодости был водевильным актером, выступая вместе с женой — Джозефиной в труппе ее брата, знаменитого актера и антрепренера Джорджа Коэна и в провинции, и на бродвейской сцене. Потом стал театральным режиссером и только на пятом десятке пришел в кинематограф, начав в 1917 г. работу на студии Томаса Инса, сначала в качестве сценариста, а потом и постановщика. Этому способствовала его вторая супруга — кинозвезда Энид Беннет, ставшая исполнительницей главных ролей в его ранних фильмах, в основном, любовных мелодрамах. ("Обручальное кольцо", 1918; "Счастлива, хотя и замужем", 1919; "Друг ее мужа", 1920 и другие).

Однако подлинный успех ждал Нибло в 20-е годы в "мужских" фильмах. "Знак Зорро" (1920) — по новелле "Проклятье Капистрано" Джон-стона Мак-Калли, опубликованной годом раньше в журнале "Еженедельные рассказы" — прославился благодаря блестящему исполнению заглавной роли — калифорнийского Робина Гуда середины прошлого века, восстанавливавшего попранную справедливость, — Дугласом Фэрбенксом. Он лег в основу многих последуюдих лент ("Дон Кью, сын Зорро", 1925, с тем же актером; "Знак Зорро", 1940; "Зорро", 1975; "Зорро, веселый клинок", 1981; "Маска Зорро", 1997 и др.). Экранизация же "Трех мушкетеров" Александра Дюма все с тем же неунывающим блистательным Дутом в роли Д'Артаньяна такого фурора не произвела. Может быть, потому, что материал был хороша известен зрителям, там уже не было того иронического, чуть отстраненного тона, который так выгодно отличал предыдущую ленту.

Тогда Нибло обратился к другому кумиру женщин той поры — Рудольфо Валентино. В 1922 г. он экранизировал роман Висенте Бла-ско-Ибаньеса "Кровь и песок". Одноименный фильм — дущещипа-тельная мелодрама о молодом матадоре, его преданной молодой жене и коварной соблазнительнице — даме из общества, из-за которой он и погиб на арене корриды — тоже оказался чрезвычайно популярным и еще дважды возрождался в американском кино под тем же названием (в 1941-м и в 1989-м).

Главным же достижением Нибло в 20-е годы оказался "Бен-Гур" (1926) — экранизация викторианского романа Лью Уоллеса. (Уже однажды использовавшегося в кино, в 1907 г., правда, это была всего одна часть). Картина излагала историю современного Христа, еврея Бен-Гура (Рамон Новарро), на долю которого выпали нечеловеческие страдания: внезапный бросок из богатства в бедность, рабство, тяжкий труд на галерах, проказа у матери и сестры. Силой своего духа он однако сумел все преодолеть, вернуться в Рим, вылечить своих близких и вновь обрести утраченное.

Даже из этого краткого пересказа видно, что образ Бен-Гура представлял собой наглядную иллюстрацию основных библейских заповедей, этакий составленный лабораторным путем идеал положительного героя. В середине 20-х, когда на экране начали появляться представители послевоенного "потерянного поколения", бьшо крайне важно противопоставить им нечто позитивное, тот идеал, на который можно бьшо бы равняться. Именно с этого фильма началась столь характерная для Голливуда тенденция в кризисные времена обращаться к испытанным средствам: библейским сюжетам и постановочной пышности ("Бен-Гур". 1959 г. У. Уайлер). На создание картины были затрачены огромные для того времени деньги - 4 миллиона долларов. Несмотря на все это она получилась скучноватой и затянутой. По-настоящему хороши были лишь динамичные эпизоды гонки колесниц и морского боя, снятые, правда, другим режиссером — Рив-зом Изоном.

Во второй половине 20-х Нибло вновь вернулся к работе с актрисами в заглавных ролях. Студия "МГМ" поручила ему закончить фильм "Искусительница" (1926), который начинал Морис Стиллер, привезший в Америку игравшую здесь Грету Гарбо. Это — снова экранизация и опять — одноименного романа Висенте Бласко-Ибаньеса — о роковой женщине, обрекавшей влюбленных в нее мужчин на разорение и смерть. Но и ее жизнь оказалась разрушенной, когда влюбилась она. В следующем году Норма Толмедж, основавшая собственную фирму, пригласила режиссера поставить "Даму с камелиями" — по одноименной пьесе Александра Дюма-сына. И в том и в другом случае постановщик выполнял одну и ту же задачу: старался наиболее выигрышно показать звезд. Экранизацией — к тому же малоудачной — оказался и фильм "Искупление" (1930) — по пьесе Льва Толстого "Живой труп", где роль Феди Протасова без большого успеха исполнял Джон Гилберт — ни внешне, ни внутренне не подходивший для роли русского дворянина.

С наступлением звука дела у Нибло пошли совсем плохо, к новым реалиям он приспособиться не смог. Две свои последние картины: "Алмаз режет алмаз" и "Две белые руки" (обе — 1932 г.) он снимал в Англии и успехом они не пользовались. Фред пытался удержаться на экране в качестве актера ("Свободна и легка на подъем", 1930; "Эллери Куин, мастер-детектив", 1940; "Жизнь с Генри", 1941), но и с этим занятием ему пришлось проститься. Последние годы своей жизни Нибло прожил вне кинематографа, которому уже было мало его умения переносить на экран с помощью известных звезд приключенческие или мелодраматические литературные произведения.

Сын от первого брака — Фред Нибло мл. — был сценаристом голливудских "фильмов действия".

Е. Карцева

Фильмография: "Ухаживание в пустыне" (Desert Wooing), "Обручальное кольцо' (The Marriage Ring), "Когда мы едим?" (When Do We Eat?), "Суета и перья* (Fuss and Feathers), 1918; "Счастлива, хотя и замужем* (Happy Though Married), 'Спальня с призраками* (The Haunted Bedroom), "Закон мужчин" (The Law of Men), "Три партнера* (Partners Three), 'Добродетельный вор' (The Virtuous Thief), "Начиная выступать" (Stepping Out), "Что узнает каждая женщина* (What Every Woman Learns), 1919; "Женщина в саквояже* (The Woman in the Suitcase), "Опасные часы" (Dangerous Hours), "Секс" (Sex), "Ложная дорога" (The False Road), "Заколки" (Hairpins), "Друг ее мужа* (Her Husband's Friend), "Знак Зорро' {The Mark of Zorro), 1920; 'Шелковый трикотаж' (Silk Hosiery), 'Моя мать' (Mother of Mine), "Больше, чем любовь" (Greater Than Love), "Три мушкетера" (The Three Musketeers), 1921; "Женщина, на которой он женился" (The Woman Не Married), 'Роза моря" (Rose o'the Sea), "Кровь и песок* (Blood and Sand), 1922; "Знаменитая миссис Фэйр* (The Famous Mrs. Fair), "Ночные незнакомцы* (Strangers of the Night), 1923; "Имя твое женщина" (Thy Name Is Woman), "Красная лилия* (The Red

Lily), 1924; "Бен-Гур" (Ben-Hur), "Искусительница' (The Temptress), 1926; "Дама с камелиями' (Camille), "Танцовщица дьявола* (The Devil Dancer), 1927; 'Враг* (The Enemy), "Два любовника" (Two Lovers), "Таинственная леди* (The Mysterious Lady), "Любовная мечта" (Dream of Love), 1928; "Искупление" (Redemption), "Путь на Запад" (Way Out West), 1930; "Ребенок Донована' (Donovan's Kid), "Большая игра" (The Big Gamble), 1931, "Две белые руки" (Two White Arms), "Алмаз режет алмаз" (Diamond Cuts Diamond), вместе с Морисом Элви, Англ., "Вини женщину* (Blame the Woman), 1932. Библиография: Jacobs L. The Rise of the American Film. N.Y. 1939; Rebinson D. Hollywood in the Twenties. N.Y 1968.