Ратоф, Грегори

Настоящие имя и фамилия: Ратов Григорий Васильевич. Режиссер, актер театра и кино, сценарист, продюсер. Выходец из России, родился в Санкт-Петербурге 20 апреля 1897 года, умер в I960 году.

Образование получил в Петербургском университете. Интересовался искусством, музыкой, изучал драматургию. Был белым офицером. С наступлением революции 1917 года покинул Россию и поселился в Америке. Сначала жил в Нью-Йорке. Работал в еврейской театральной труппе, выступавшей на Бродвее, до тех пор, пока не преодолел иностранный акцент. Затем переехал в Голливуд в надежде сделать кинематографическую карьеру. Здесь он много снимался в небольших характерных ролях. Среди созданных им образов — таксисты, бароны, генералы, иностранцы, в том числе и русские персонажи, неизменно фигурирующие под именем Иван или Иван Петров.

В качестве продюсера выпустил в 1935 году фильм "18 минут". А через год стал режиссером комедии "Грехи мужчины" (1936). Уже эта лента показала, что Ратоф является профессиональным режиссером, органично воспринимавшим эстетику легких, веселых, достаточно примитивных музыкальных комедий, которые он охотно снимал на протяжении всей своей жизни. Среди них и ленты с популярной Лореттой Янг - "Жена, муж и друг" (1939), "Мужчины в ее жизни" (1941), знакомые нам под названием "Балерина". И картина с любимой зрителем в 40-х годах Морин О'Хара — "Ты меня любишь?" (1946). И комедия, снятая на фоне жизни Нью-Йорка "Такси" (1953), в которой симпатичный таксист помогает ирландской девушке найти мужа.

Главным фильмом Ратофа, сделавшим ему имя в Голливуде, стала мелодрама "Интермеццо, история любви"(1939). Картина была снята по шведской ленте "Интермеццо" 1936 года, где еще совсем молодая Ингрид Бергман сыграла героиню. Фильм пользовался огромным успехом не только в Швеции, но и во всей Европе и американский продюсер Дэвид Селзник решил осуществить такую же постановку, с той же исполнительницей, но уже в Голливуде. На этой картине встретились два иностранца — русский режиссер и шведская актриса, что придало фильму в глазах публики особенный интерес. Фильм Ратофа представил Америке прекрасную кинозвезду с чисто скандинавской внешностью — белокурыми волосами, доверчиво открытым лицом. Не без излишней сентиментальности режиссер сумел лирично и проникновенно рассказать трогательную историю любви молоденькой учительницы музыки к блестящему скрипачу.

Удачно работая в Голливуде, Ратоф не порвал связей с русской эмиграцией. Общался с композитором С. Рахманиновым, многими актерами, которых старался приглашать в свои картины, тем самым помогая им материально. (Михаил Чехов с его помощью заключил контракт со студией "Метро-Голдвин-Мейер" на четыре фильма.)

В годы второй мировой войны Ратоф создает музыкальную драму "Песнь о России", пронизанную мелодиями Чайковского. Картина возникла на волне симпатии в США к восточному союзнику, а также из желания удовлетворить интерес американского зрителя к загадочной и малоизвестной стране. В этой, пользовавшейся успехом и у нас романтической ленте, судьбы героев тесно переплетены о трагическими бедствиями народа. Обаятельный и искренний американский музыкант приезжает в Россию, чтобы сыграть Чайковского на его родине. Он влюбляется в русскую девушку. Но начинается война и жизнь разъединяет влюбленных. Фильм трогал непосредственностью и теплотой человеческих взаимоотношений. Ратоф удачно выбрал исполнителей — Роберта Тейлора на главную роль и проникновенного Михаила Чехова, создавшего драматичный образ старого колхозника, отца героини. Но в то же время, в картине явно ощущалось незнание подлинных реалий жизни страны, в частности, колхозной деревни, показанной слишком по-голливудски.

Особенно это касалось массовых сцен, когда разутюженные крестьяне возвращаются с полей под хор девушек из "Евгения Онегина". Явной натяжкой был и показ героини, которая великолепно исполнив фортепьянный концерт Чайковкого, пересаживается на трактор и собственноручно ведет его по родной деревне. Все это заставило Михаила Чехова, несмотря на свое участие в ленте, критически отзываться о картине, как о кинематографической клюкве.

В 50-х годах Ратоф оставался в рамках заурядной развлекательной голливудской продукции. Он снимал чрезмерно сентиментальные мелодрамы и слишком бездумные комедии. Но завершил свой творческий путь серьезной и достаточно драматичной историко-биографической лентой "Оскар Уайльд" (1959), в которой роль знаменитого писателя исполнил Роберт Морли. Картина была создана в Англии, где последние годы Ратоф все чаще предпочитал работать.

Был женат на актрисе Евгении

Леонтович. Они вместе прожили с 1923 по 1949 год, затем развелись. Он умер от лейкемии в Швейцарии.

Т. Царапкина.

Фильмография: "Грехи мужчины" (Sins of Man), 1936. "Шпион-улан" (Lancer Spy), 1937; "Жена, муж и друг' (Wife, Husband and Friend), 1939; 'Интермеццо: история любви" (Intermezzo: a Love Story), 1939; "Отель для женщин* (Hotel for Women), 1939; "Дневная жена" (Day-Time Wife), 1939; 'Роза с Вашингтон-сквера" (Rose of Washington Square), 1939; 'Баррикада' (Barricade), 1939; "Общественный департамент N 1" (Public Dep. 1), 1940; "Я была авантюристкой"! I was an Adventuress), 1940; "Мужчины в ее жизни" (The Men in Her Life), 1941; "Корсиканские братья" (The Corsican Brothers), 1941; "У Адама было четыре сына" (Adam Had Four Sons), 1941; "Два янки в Тринидаде" (Two Yanks in Trinidad), 1942; "Серенбда в огнях рампы" (Footlight Serenade), 1942; "Песнь о России* (Song of Russia), 1943; "Что-то о чем кричат" (Something to Shout About), 1943; "Облава" (The Heat's On), 1943; "Мускусная роза" (Moss Rose), 1943; "Ирландские глаза смеются" (Irish Eyes Are Smiling), 1944; "Куда мы отсюда пойдем" (Where Do We Go from Here), 1945; "Парижский андеграунд" (Paris Underground), 1945; "Ты меня любишь?" (Do You Love Me?), 1946; "Карнавал в Коста-Рике' (Carnival in Costa Rica), 1947; "Черная магия" (Black Magic), 1949; "Если бы это был грех" (If This Be Sin), 1949; "Операция X" (Operation X), 1950; 'Такси* (Taxi) 1953; "Великий Абдулла" (Abdulla the Great), 1956; "Оскар Уайльд" (Oscar Wild), 1959.

Библиография: Карцева Е.Сделано в Голливуде. М. 1964; Бюклинг Л. Михаил Чехов в американском кино //Киноведческие записки. 1997. N 33.; Crowther В. "Song of Russia?" //The New-York Times, feb. 11.1994.