Ритт, Мартин

Режиссер, акгер, продюсер. Родился 2 марта 1914 года в Нью-Йорке, умер 8 декабря 1990 г. в Санта-Монике (штат Калифорния). Изучал право в нью-йоркском университете Джонса.

Ритт был одним из тех мастеров, на чье творчество большое влияние оказали политические убеждения. Еще в начале 30-х гг. в возрасте 17 лет он дебютировал в качестве актера в "Золотом мальчике" Клиффорда Одетса на сцене крайне левого Груп-театра и вскоре вступил в американскую компартию. В период "великой депрессии" в США советский путь колхозного строительства и индустриализации страны казался многим либералам единственно правильным. Так думал и молодой Ритт, за что впоследствии тяжко поплатился.

В годы второй мировой войны он служил в военной авиации, откуда его отпускали для выступления в пьесах и съемок в фильмах, если они носили патриотический характер. ("Крылатая победа", на сцене 1943 г., в кино — 1944) Миновав тридцатилетний рубеж, Ритт занялся режиссурой: сначала в театре, потом — на телевидении. Там он поставил 100 передач и выступил в 150 телепьесах. В 1951-м успешная карьера неожиданно прервалась: комиссия по расследованию антиамериканской деятельности времен Маккар-ти, узнав о его членстве в компартии, немедленно занесла Ритта в "черный список". Двери театров, теле- и кино-студий закрылись перед ним. Спас бывшего товарища Элиа Казан, с которым они вместе работали в Груп-театре: взяв преподавателем в Актерскую студию, где в это время учились Пол Ньюмен, Джоан Вудворд, Род Стайгер и др. С первым из них у Ритта потом возникли и творческие отношения. Именно Ньюмену обязаны своим успехом многие лучшие фильмы режиссера.

Отлучение от любимой профессии длилось долгие пять лет и навсегда оставило глубокий рубец в сердце Ритта. Впоследствии он не раз обращался к этой теме. В фильме "Подставное лицо" (1976) Вуди Ал-лен создал прекрасный образ полуграмотного кассира, выдававшего себя за автора сценариев, написанных талантливыми людьми, попавшими в "черный список". (Туда входили помимо самого постановщика также многие члены съемочной группы: сценарист Уолтер Бернстайн, актеры Зеро Мостел, Хершел Берн-гарди и Ллойд Гоуф: уже одно это давало представление об обширности подобных проскрипций.) В качестве самого себя Ритт появился и в сделанной в этом же году документальной ленте "Суд над Голливудом" и монтажной — "50 лет съемок" (1986).

Лишь в 1957-м вышел первый его фильм "На окраине города" (другое название: "Человек 10 футов роста"). В нем впервые после десятилетнего перерыва возник положительный образ нефа (Сидни Пуатье). Этот огромный, пышущий здоровьем, веселый человек заново возрождает к жизни своего белого товарища (Джон Кассаветес), испытавшего сильное нервное потрясение, и погибает, защищая их общие интересы. После успеха картины у зрителей и критики Ритт обрел репутацию мыслящего режиссера, создателя качественных фильмов. Но этот имидж ему бьшо трудно поддерживать, ибо таланта не хватало.

Это становилось очевидно, когда он брался за постановку сложных психологических картин. Неудачей стало "Надругательство" (1964) — американский римейк знаменитого "Расемона" Акиры Куросавы, даже близко не подошедший к оригиналу. Не получили должного резонанса и экранизация Фолкнера: "Длинное жаркое лето" (по роману "Деревушка"), "Шум и ярость", сделанные в одном и том же 1958 году. Премией XI МКФ в Канне в первом случае была отмечена лишь работа Ньюмена. Пол обеспечил успех и таким фильмам Ритта, как "Хад" (1963) — драме характеров на материале американского Запада, "Приключения молодого человека Хемингуэя" (1962), и главное - "Омбре" (1967). В этой картине, защищавшей права американских индейцев, Ньюмен создал весьма впечатляющий образ гордого и смелого представителя этого народа.

Ритт, вероятно, сам понимал ограниченность своих возможностей и в дальнейшем старался, в основном, работать в русле социальной проблематики, что к тому же соответствовало и его убеждениям. Чаше всего это была борьба с расизмом, когда-то принесшая ему первый успех. В "Большой белой надежде" (1970) — экранизации одноименной пьесы Говарда Сэклера, удостоенной Пулитцеровской премии, рассказывалась жизненная история Джека Джонсона — чемпиона мира по боксу в тяжелом весе с 1908 по 1915 годы, но предпочтение отдавалось не столько спортивной проблематике, сколько расовой. В "Саунде-ре" (1972), где действие развертывается в 30-е гг., в центре повествования — дружная негритянская семья, выдержавшая нелегкие испытания, выпавшие на ее долю после ареста отца, укравшего кусок мяса, чтобы накормить голодных детей. Этот, один из самых теплых и искренних фильмов режиссера, проникнутый драматизмом и болью за человека, был удостоен приза МКФ в Карловых Варах. В "Конраке" (1973) белый учитель (Йон Войт) яростно сражался против сегрегации и унижения черных детей. Все эти фильмы отрицали социальные и культурные различия, искусственно поддерживаемые белыми и черными сторонниками "чистоты расы", сконцентрировав главное внимание на извечном зле американской жизни — расовой дискриминации.

В конце 70-х, когда в США начался подъем движения за права женщин, Ритт также откликнулся несколькими "женскими" картинами. Наиболее значительной из них была "Норма Рей" (1979), где Салли Филд создала убедительный образ простой ткачихи, постепенно выросшей в подлинного борца за права рабочих и основавшей профсоюз на фабрике в маленьком американском городке юга США в тридцатые годы. В "Чокнутой" (1967) Барбра Стрей-занд прекрасно сыграла женщину легкого поведения, сумевшую на судебном процессе изобличить виновника всех своих бед — собственного отчима и добиться освобождения из заключения. В последней картине Ритта "Стэнли и Айрис" (1990) Джейн Фонда сыграла немолодую женщину, сумевшую привязать к себе любовника (Роберта Де Ниро) не только своей теплотой и нежностью, но и тем, что научила его читать и писать. "Женские" фильмы в отличие от прежних "мужских" свидетельствовали, что к концу жизни Ритт помягчел, дал волю всегда ему свойственной сентиментальности, что привело к созданию цикла неплохих и весьма кассовых мелодрам типа "Роман Мерфи" (1985).

За тридцать с лишним лет работы в кино Ритт поставил 25 фильмов и лишь один раз выдвигался на "Оскара" за лучшую режиссуру. Он был хорошим профессионалом, умел выбирать актуальные темы и заставлял актеров не банально воплощать их на экране. Собственное актерское прошлое помогло ему лучше понимать исполнителей и добиваться от них предельно выразительной и ансамблевой игры. Все это обеспечило ему прочное место в истории американского кино второй половины XX века.

Е. Карцева

Фильмография: "На окраине города" (Edge of the City), "Без задатка" (No Down Payment), 1957; "Черная орхидея' (The Black Orchid), "Долгое жаркое лето" (The Long Hot Summer) "Шум и ярость" (The Sound and the Fury), 1958; "Пять клейменных женщин" (Five Branded Women), I960; "Парижский блюз" (Paris Blues), 1961 ; "Приключения молодого человека Хемингуэя" (Hemingway's Adventures of a Young Man), 1962; "Хад" (Hud), 1963; "Надругательство' (The Outrage), 1964; "Шпион, который пришел с холода' (The Spy Who Came from Cold), 1965; 'Омбре' (Hombre), 1967; "Братство" (The Brotherhood), 1968; "Большая белая надежда* (The Great White Hope), 'Молли Макгуайер" (The Molly Maguires), 1970; "Пит и Тилли" (Pete 'n Tillie). "Саундер" (Sounder), 1972; "Конрак* (Conrack), 1973; "Подставное лицо" (The Front), 1976; 'Тень Кейси* (Casey's Shadow). "Норма Рей" (Norma Rae), 1978; 'Проселочные дороги* (Back Roads), 1981 ; "Кросс Крик" (Cross Creek), 1983; "Роман Мэрфи" (Murphy's Romance), 1985; "Чокнутая" (Nuts), 1987; 'Стэнли и Айрис' (Stanley and Iris), 1990. Библиография: Андреев Ф. Драмы на 'охоте за ведьмами' //Советский экран, 1978. N 21; Галанов Б. Ветер Апокалипсиса (Канн-79) //сб. Экран. 1978-79. 1980; На экране Америка. М.. 1978; Березницкий Я. Омбре // Искусство кино. 1967, N 12; Шатерникова М. 'Синие воротнички' на экранах США. M.. 1985.