Робсон, Марк

 Режиссер, продюсер, монтажер. Родился 4 декабря 1913 г. в Монреале (Канада), умер 20 июня 1978 г. в Лондоне. Окончил Калифорнийский университет Лос-Анджелеса (политика, экономика) и Тихоокеанский университет (право).

В 1932-м начал работать реквизитором в кинофирме "Фокс", а три года спустя уже в "РКО-Радио" стал ассистентом монтажера. Помогал Роберту Уайзу монтировать "Гражданина Кейна" (1941) и "Великолепных Амберсонов" (1942) Орсона Уэллса, хотя в титрах не значился. Но это оказалось для него хорошей кинематографической школой. После успешного монтажа ряда фильмов ужасов продюсер Вэл Льютон дал ему возможность самому сделать картину этого жанра.

"Седьмая жертва" (1943) — его режиссерский дебют — рассказывала о молодой девушке (Ким Хантер), отправившейся из провинции в Нью-Йорк на поиски пропавшей сестры и столкнувшейся там с сектой поклонников дьявола. Фильм отличался от подобных же мрачных произведений почти философским рассмотрением того значения, которое смерть приобретает в жизни людей, их навязчивым стремлением к ней. В визуальном же отношении не обошлось без влияния столь ему знакомых "Великолепных Амбер-сонов": лестница в первых кадрах картины повторяла такую же в фильме О. Уэллса.

Кинодебют сочли удачным и Робсон продолжил работу в том же направлении, стараясь там, где можно, показывать страшные истории на фоне ушедших эпох, того или иного исторического фона, разных стран. Так в "Острове мертвых" (1945) действие развертывалось на маленьком островке вблизи Балкан, где укрылась от чумы группа людей, среди которых оказался и вампир. В "Бедламе" /1946/ зрители перено-силиоь в Лондон XVIII века: здесь здоровую молодую девушку помещали в сумасшедший дом: директором его была зловещая, страшная личность (Борис Карлоф, игравший и в предыдущей картине). В дальнейшем Робсон больше к этому жанру не обращался. Хотя использовал приемы триллера в своих военных лентах. И в "Мостах Токо-Ри", рассказавшем о дружбе и гибели двух пилотов реактивных самолетов в корейской войне, и в "Затерявшейся команде" (1966) — о судьбе подразделения французских солдат в Индокитае, и в "Отчизне храбрецов" (1949), с которого началась его известность, как серьезного мастера.

Поставленный по пьесе Артура Лоренца, где герой был евреем и страдал от антисемитизма других солдат, фильм волей сценаристов сделал его негром — жертвой неприязни своих белых товарищей по оружию во второй мировой войне. То была одна из первых лент о расизме в армии, что сразу же сделало ее предметом ожесточенных дискуссий. Социальными обертонами отмечены и картины Робсона о спорте. Особенно известен среди них "Чемпион" (1949), знакомый и нашим зрителям, где Керк Дуглас блестяще сыграл амбициозного боксера, рвущегося к успеху любой ценой, переступая через всех и вся, но погибающего в финале на ринге от смертельных ударов противника. "Тем тяжелее падение" (1956) — по роману Б ада Шульберга — обличал коррупцию в боксе. Хамфри Богарт (это его последняя роль) выразительно показал здесь стареющего пресс-агента, не пожелавшего мириться с нечестностью поединка.

"Процесс" (1955), поставленный уже на закате эры Маккарти в США повествовал о молодом адвокате (Гленн Форд), взявшемся защищать мексиканского юношу, несправедливо обвиненного в насилии и убийстве, несмотря на давление с самых разных сторон: ханжей, коммунистов и маккартистов. Высказав здесь свое неприятие любого вмешательства в судопроизводство, Робсон извлек уроки и для себя: в дальнейшем ни социальных, ни политических мотивов в его фильмах не бьшо.

И тогда же стало очевидно, что как раз идеи и были сильной стороной его творчества. Без них он сразу же стал рядовым коммерческим режиссером, старавшимся по мере возможности угадать, что сегодня может понравиться зрителям и пытавшимся попасть в эту струю. Так в 1957-м он экранизировал бестселлер Грейс Метелиос "Пейтон Плейс" — о полном крушении надежд, сексе и жестокости, царящих в маленьком городке Новой Англии. Десять лет спустя обратился к еще одной модной литературной новинке — "Долине кукол" Жаклин Сьюзен. Судьба трех молодых актрис, одна из которых разрушила свою жизнь наркотиками, показана тут на фоне весьма непрезентабельных нравов Бродвея и Голливуда. Роль главной героини должна была играть Джуди Гарленд, для которой она была бы почти автобиографической, но переговоры не увенчались успехом и два года спустя она умерла от того же зла, что губило героиню. Этот образ удачно создала Сьюзен Хейуорд.

В 70-е Робсон постарался не остаться в стороне от увлечения фильмами катастроф. Его "Землетрясение" (1974), изобилующее спецэффектами, отличалось прекрасными сценами разрушения Лос-Анджелеса во время этого природного катаклизма и слезливыми историями его жертв. Четыре года спустя на съемках в северной Италии шпионской драмы "Экспресс под лавиной" (1979) у Робсона случился сердечный приступ и десять дней спустя он умер в лондонской больнице, куда его срочно доставили.

Марк Робсон в силу склада ума и полученного образования хорошо угадывал те тенденции — социальные, политические, этические — которые в тот или иной период волновали американское общество. А дальше все уже становилось делом техники: выбрать популярный роман, известных актеров, использовать модные технические новинки. И все же его лучшие картины, сделанные в суровое для Америки время маккартизма, прочно вошли в историю кино США, как правдивое отражение национального сознания определенной эпохи.

Е. Карцева

Фильмография: 'Седьмая жертва*(ТЬе Seventh Victim), "Корабль-призрак" (The Ghost Ship), 1943; "Молодости свойственны безумства* (Youth Runs Wild), 1944; "Остров мертвых", (Isle of the Dead), 1945; 'Бедлам* (Bedlam), 1946; "Отчизна храбрецов* (Home of the Brave), "Чемпион" (Champion), "Грубый хлам" (Roughshod), 1949; "Край обреченности" (Edge of Doom), "Мое глупое сердце" (My Foolish Heart), 1950; 'Яркая победа* (Bright Victory), "Я хочу тебя' (I Want You), 1951; 'Возвращение в рай' (Return to Paradise), 1953 'Ад ниже нуля" (Hell Below Zero), "Пффт" (Phfft), 1954; "Мосты Токо-Ри" (The Bridges of Toko-Ri), "Золотая награда" (Prize of Gold), "Процесс" (Trial), 1955; "Тем тяжелее падение" (The Harder the Fall), 1956; "Маленькая хижина" (The Little Hut), "Пейтон Плейс" (Payton Place), 1957; "Таверна шестого счастья" (The Inn of the Sixth Happiness), 1958; *C террасы" (From the Terrace), 1960; "Лиза" (Lisa), 1962; "Девять часов до Рамы* (Nine Hours to Rama), "Награда" (The Prize), 1963; 'Экспресс фон Района" (Von Ryan's Express), 1965; 'Затерявшаяся команда' (Lost Command), 1966; 'Долина кукол' (Valley of the Dolls), 1967; "Папочка уехал охотиться' (Daddy's Gone A-Hunting), 1969; 'С днем рождения, Ванда Джун' (Happy Birthday, Wanda June), 1971; 'Женщины в Лимбо' (Women in Limbo), 1972; "Землетрясение' (Earthquake), 1974; 'Экспресс под лавиной" (Avalanche Express), 1979. Библиография: Карцева E. Сделано в Голливуде. М. 1964; Higham Ch.; Greenberg J. Hollywood in the Forties. Cranbury (N.J.). 1968; Gow G. Hollywood in the Fifties. L. 1971.