Шлезингер, Джон

Режиссер. Родился 16 февраля 1925 г. в Лондоне. Сын врача-педиатра, Шлезингер одно время хотел стать архитектором, однако уже в годы второй мировой войны оказался связан с шоу-бизнесом: будучи призван в армию, он принимал участие в развлекательных представлениях для солдат. Учась после войны в Оксфорде, Шлезингер выступает в студенческих спектаклях, снимает любительские фильмы, а после окончания университета играет эпизодические роли в различных театральных постановках и фильмах. В 1957 г. Шлезингер приходит на телевидение Би-Би-Си, где снимает несколько документальных фильмов. "Золотой лев" Венецианского фестиваля за получасовой документальный фильм "Терминал" (1961) позволил режиссеру дебютировать в игровом кино.

"Такая вот любовь" (1962, "Золотой медведь" Берлинского фестиваля), снятая в духе "поэтического натурализма", характерного для английского "Свободного кино", была экранизацией романа Стэна Барстоу о трудных первых годах нескладно состоявшейся молодой семьи из индустриального города английского севера. Уже в этом дебюте проявились характерные черты стиля Шлезингера: негромкая дове-рительнвя интонация, умение увидеть драму в простых на вид жизненных обстоятельствах, спокойный, даже несколько отстраненный тон повествования, умение добиваться максимальной естественности в игре актеров, а также некая примирительная нота, часто завершающая метания героев.

Передав, подобно другим режиссерам английской "новой волны", внутреннее неудовлетворение молодых героев той социальной ролью, которая заранее была приготовлена для них обществом, Шлезингер одним из первых ощутил изменение духа времени, сопутствовавшее превращению послевоенной Англии в "общество потребления", где доминируют фантазии обладания и самореализации. Таким фантазером выведен юный клерк из похоронной конторы в фильме "Билли-лжец" (1963), совершенно в духе Уолтера Митга (мечтателя наяву из знаменитого рассказа американского юмориста Джеймса Тербера) воображающий себя то заключенным, то диктатором, то слепцом, то знаменитым писателем. Патологический враль, с помощью одного и того же обручального колечка, которое он дарит и тут же под разными предлогами выманивает обратно, пытающийся убедить в серьезности своих намерений двух разных девушек, Билли, тем не менее, не решается сделать первый действительно ответственный шаг на пути к осуществлению своих фантазий — уехать с соблазнительной третьей подругой в Лондон, чтобы начать новую самостоятельную жизнь.

Если в "Билли-лжеце" Джули Кристи в одной из своих первых крупных ролей символизировала соблазнительность новой эпохи потребительства и "сексуальной революции", то уже в следующем фильме Шлезингера "Дорогая" (1965), за который она получила "Оскара", актриса демонстрировала моральную сомнительность безоглядного пути к воплощению фантазий о "завоевании мира". Фотомодель, в финале фильма ставшая итальянской княгиней, рушит по пути чужие жизни и в конечном итоге опустошает свою душу. Сентиментальность в "Дорогой" соседствует с едкой сатирой, и если непо-средствнно после ее выхода в прокат это казалось критикам эклектикой, то на временном расстоянии именно подобное сочетание кажется точным выражением духа времени.

Апатию, охватившую английское общество в начале 70-х годов, Шлезингер тонко прочувствовал в фильме "Воскресенье, проклятое воскресенье" (1971), который можно воспринимать как метафорическую картину горького пробуждения общества после бума 60-х годов, когда англичане вдруг увидели, что живут в захудалой стране, где люди согласны "хоть на половину куска" (как сказал в интервью сам Шлезингер). Фильм повествует о переживаниях пожилого доктора-гомосексуалиста (Питер Финч) и интеллигентной молодой женщины (Гленда Джексон), которые, как выясняется, делят одного любовника, в конце концов бросающего обоих и уезжающего в Америку.

В Америку незадолго до этого отправился и сам режиссер, снявший там свой наиболее известный фильм "Полуночный ковбой" (1969, "Оскары" за фильм, режиссуру и сценарий-адаптацию). Тему компенсации жизненных разочарований теплом межчеловеческих отношений впечатляюще воплотили Джон Войт и Да-стин Хофман в ролях двух неудачников-бродяг, отторгнутых большим городом.Техасскому простаку (Войту), прибывшему в Нью-Йорк в надежде крупно заработать, удовлетворяя сексуальные аппетиты богатых горожанок, удача явно не улыбается, а навязавшемуся ему в менеджеры мелкому жулику и туберкулезнику (Хофман) ничего не удается для него устроить кроме встречи в кинозале с робким гомосексуалистом. Однако раздражение на бестолкового хвастуна "Крысенка" (прозвище героя Хофмана) у героя Войта в конце концов сменяется состраданием к безнадежно больному человеку, которого лишь одного на свете он может назвать своим другом и который в конце концов умирает у него на руках, когда автобус мчит их к давно желанной цели: всегда теплой Флориде. Сенсационность фильма Шлезингера заключалась в том, что он впервые ввел в американский "основной поток" кинопродукции темы и среду, до того характерные лишь для "подпольного кино", Уорхола и т.д. Таким образом английйский режиссер оказался у истоков "голливудского ренессанса" в конце 60-х годов.

Однако после феноменального успеха "Полуночного ковбоя" следующий американский фильм Шлезингера "День саранчи" (1975, экранизация знаменитого романа Н. Уэс-та) успеха не имел. Сатира на Голливуд, притягательный магнит для всех неудачников, изгоев и невротических маргиналов, да еще с грандиозным апокалипсическим финалом, где толпа обезумевших киноманьяков явно ассоциируется в глазах режиссера с такими же толпами, но только одержимыми фашистскими лозунгами, не мог иметь успеха у тех, кто к Голливуду относился с пиететом. Однако критики достаточно высоко оценили фильм, к тому же один из первых, снятых в стиле "ретро", т.е. сознательно подчеркивая аутентичность внешнего антуража (машин, костюмов и т.д.). Еще один "ретрофильм" Шлезингера этого периода — "Янки" (1979), где воспроизводится атмосфера военных лет в английской провинции, где стоит американская часть, солдаты которой, естествено, оказываются связаны с мирным населенем благодаря свом романам с местными девушками.

Последним крупным успехом Шлезингера стал триллер "Марафонец" (1976), связавший в один узел проблему нацистских преступников, скрывающихся в Латинской Америке, "охоты на ведьм" в 50-е годы и роли во всем этом американских спецслужб. Разного рода проблемы, связанные с психологией шпионажа, оказываются в центре внимания режиссера в 80-е — 90-е годы (т/ф "Англичанин за границей", 1983; "Сокол и Снеговик", 1984; "Невиновный", 1993). Вероятно, такой интерес к людям, скрывающим свое истинное лицо, был обусловлен тем, что Шлезингер сам долгое время скрывал собственную гомосексуальность. Продолжает он снимать и психологические триллеры ("Верующие", 1987; "Тихоокеанские высоты",1990; "Око за око", 1996).

А. Дорошевич

Фильмография: в Англии — "Такая вот любовь" (A Kind of Loving), 1962; "Билли-лжец" (Billy Liar), 1963; "Дорогая" (Darling), 1965; "Вдали от безумной толпы" (Far from the Madding Crowd), 1967; в США — 'Полуночный ковбой" (Midnight Cowboy), 1969; "Воскресенье, проклятое воскресенье" (Sunday, Bloody Sunday), 1971 ; "День саранчи" (The Day of the Locust), 1975; "Марафонец" (The Marathon Man), 1976: "Янки" (Yanks), 1979; "Сумасшедшая автострада* (Honky Tonk Freeway), т/ф 'Англичанин за границей* (An Englishman Abroad), 1983; "Сокол и Снеговик" (The Falcon and the Snowman), 1984; "Верующие" (Believers), 1987; "Мадам Сузацка" (Madam Sousatzka), 1988, "Тихоокеанские высоты" (Pacific Heights), 1990; "Невиновный" (The Innocent), 1993; "Око за око" (Eye for an Eye), 1996; "Некомфортная ферма" (Cold Comfort Farm), 1997; "Следующая лучшая вещь" (The Next Best Thing), 1999. Библиография: Тайнен К. "Девушка с обложки берет свое от жизни" //в кн.Тайнен К. На сцене и в кино. M. 1969; Карцева Е. Голливуд: контрасты 70-х. Кинематограф и общественная жизнь США. М. 1987; Скороденко В. Плата за миф //Искусство кино. 1970. N11; Interview: A Buck for Joe //Films and Filming. 1969. Nov.; Phillips G. John Schlesinger: Social Realist //Film Comment. 1969. Winter; Cowie P. John Schlesinger //International Film Guide 1973 L. 1972; Interview with Gene Phillips //Film Comment. 1975. May-June.