Сигел, Дон

Полное имя: Доналд.

Режиссер, продюсер, актер. Родился 26 октября 1912 года в Чикаго, умер 29 апреля 1982 года в Нипомо. Окончил Университет в Кембридже (Англия) и лондонскую Королевскую драматическую академию, стажировался в Современной театральной студии в Голливуде.

Поступив в 1933 году на работу в компанию "Уорнер бразерс", за десять лет Сигел прошел путь от архивиста фильмотеки и монтажера до главы департамента монтажа фирмы. Профессиональный опыт, который он накопил за монтажным столом впоследствии оказал ему неоценимую помощь — Дон Сигел всегда заранее расписывал покадровый монтаж своих работ. Огромное же количество просмотренных фильмов также пригодилось — Сигел абсолютно безошибочно вычислил верный рецепт успеха — динамично развивающееся действие, напряжение от первого до последнего кадра, яркие запоминающиеся характеры. И уже в своей первой игровой ленте "Вердикт" (1946, до этого сделал несколько короткометражек, одна из которых "Звезда в ночи" была удостоена "Оскара"), на практике реализовал накопленные теоретические знания.

Стиль его фильмов был непривычен — порой нарочитое усложнение экранного действия, быстрый "рваный" монтаж, попытка глубокого проникновения в психологию героев — все это выделяло его из числа других режиссеров. И при этом Сигел остался верен традиционным для американского кино жанрам — вестерну и детективу. Не случайно именно его группа французских критиков, объединившихся вокруг журнала "Кайе дю синема", и впоследствии ставших в центре "новой волны — Годар, Трюффо и Ромер, объявила одним из самых интересных американских режиссеров и "ярким представителем авторского кино". Во многом они были правы. Сигел действительно был подлинным автором своих фильмов, где им был создан особый искусственный мир, странный , замкнутый и холодный, где страдают и борются герои-одиночки. И неважно, где происходит действие картины: в прериях Техаса ("Стрелок", 1976), мексиканской пустыне ("Два мула для сестры Сары", 1970) или на улицах большого города ("Мэдиган", 1968, "Блеф Кутана", 1968, "Грязный Гарри", 1971), это не меняет главного — его персонажам приходится отстаивать идеалы Добра силой оружия, и жестокостью отвечать на жестокость. Не имеет значения и время действия

— прошлое, настоящее или будущее

— человеческая природа по мнению Сигела не претерпевает особых изменений, и потому его одиноким, бесстрашным героям предстоит жить и побеждать в беспощадном неприветливом мире. И лишь сильные мужчины с оружием способны противостоять Злу. Не случайно, любимыми исполнителями Дона Сигела были Джон Уэйн и Рональд Рейган: оба сыграли у Сигела свои последние роли в кино — Уэйн в "Стрелке" (1976), Рейган в "Убийцах" (1964); а также Стив Мак-Куин и Клинт Иствуд — актеры, образ которых в массовом сознании зрителей неразрывно связан с имиджем Настоящего Мужчины и Героя. Критики и журналисты неоднократно упрекали режиссера за излишнюю жестокость отдельных эпизодов, еще большее негодование вызывали у них его откровенное пренебрежение и отсутствие пиетета перед официальным законом, что всячески демонстрировали герои лент Сигела. (Особенно ожесточенные споры развернулись вокруг ленты "Грязный Гарри", где в финале разочарованный в справедливости официальных властей полицейский гневно выбрасывает свой номерной значок). Однако зрители всегда охотно шли на его картины, прекрасно зная, что два часа экранного времени пролетят незаметно. И даже если все действие картины будет происходить на площади в несколько метров — именно столько, сколько их в камере одной из самых страшных тюрем Америки ("Побег из Алькатраса", 1979), скучать не придется. Сигел в совершенстве владел искусством "саспенса"

— одним из самых сильных режиссерских приемов фильмов-действия.

Сам Сигел никогда не принимал активного участия в политике, но тем не менее его человеческая и авторская позиции всегда были ясны. И когда, скажем, в самый разгул маккартизма на экранах страны появился его фантастический фильм "Вторжение похитителей тел" (1956), где рассказывалось о нашествии страшных "пришельцев" на маленький провинциальный городок, мечтающих поработить тела и души живущих в нем людей, не надо было иметь "семь пядей во лбу", чтобы провести параллель с происходящими в то время событиями в Америке.

То же самое можно сказать и о его героях. Они никогда не были "положительными" в полном понимании этого слова. Им были знакомы слабости и колебания, порой они шли на компромиссы, но оказавшись в сложной ситуации, всегда становились на сторону Добра. Выбирая между буквой и духом закона, они всегда предпочитали второе, руководствуясь совестью, здравым смыслом и стремлением к справедливости. Именно Сигелу американский кинематограф обязан появлением нового типа современного героя, образ которого впоследствии был неоднократно использован в фильмах других режиссеров. Что же касается работ самого Сигела, то большинство его картин по прежнему пользуется успехом у зрителей. И это несмотря на то, что последняя из них "Дурной глаз!" датирована 1982 годом.

И. Звегинцева.

Фильмография: к/ф 'Гитлер жив '(Hitler Lives?), к/ф 'Звезда в ночи' (Star in the Night), 1945; 'Вердикт* (The Verdict), 1946; 'Большая кража' (The Big Steal), 'Ночь за ночью' (Night unto Night), 1949; 'Поединок на Серебряном ручье' (The Duel at Silver Creek), "He время для цветов' (No Time for Flowers), 1952; "Китайская авантюра' (China Venture), 'Считай часы' (Count the Hours), 1953; 'Частный ад 36' (Private Hell 36), 'Бунт в тюремном блоке 11' (Riot in Cell Block 11), 1954; 'Аннаполис-ская история' (An Annapolis Story), 1955; 'Преступность на улицах' (Crime in the Streets), 'Вторжение похитителей тел" (Invasion of the Body Snatchers), 1956; "Малыш Нельсон" (Baby Face Nelson), 1957; "Торговцы оружием* (The Gun Runners), 'Опознание* (The Line-up), 'Испанское дело* (Spanish Affair), 1958; "Ha краю вечности* (Edge of Eternity), 'Человек-ищейка' (Hound-Dog Man), 1959; 'Пылающая звезда' (Flaming Star), 1960; 'Ад для героев" (Hell is for Heroes), 1962;, 'Убийцы'(ТЬе Killers), 1964; 'Бегущий путник' (Stranger on the Run) , 1967; 'Блеф Кугана' (Coogan's Bluff), 1968; 'Мэдиган' (Madigan), 'Смерть стрелка' (Death of a Gunfighter), 1969; 'Два мула для сестры Сары" (Two Mules for Sister Sara), 1970; "Попавший в ловушку" (The Beguiled), 'Грязный Гарри" (Dirty Harry), 1971; "Чарли Варрик" (Charley Varrick), 1973; "Черная ветряная мельница" (The Black Windmill), 1974; 'Стрелок* (The Shootist), 1976; Телефон' (Telefon), 1977; 'Побег из Алькатраса' (Escape from Akxrtraz), 1979; 'Грубый покрой" (Rough Cut), 1980; 'Дурной глаз!' (Jnxedl), 1982. Библиография: Березницкий Я. Голливуд и Уотергейт или кино для "молчаливого большинства.' //Искусство кино. 1982 N 2; Карцева Е. Голливуд: контрасты 70-х. Кинематограф и общественная жизнь США. M. 1987; Eastwood К. Don Siegal. //Film Comment. 1991. N 5., Siegal Don. //La Revue du cinema. 1991. N. 472