Содерберг, Стивен

Режиссер, сценарист, продюсер, актер. Родился 14 января 1963 г. в Атланте (штат Джорджия).

С. Содерберг — представитель "новой волны" независимых режиссеров 80-х гг., тяготеющий в своем творчестве к авторскому кино и определенному симбиозу американского и европейского стиля. Не получив специального кинообразования, Содерберг учился ремеслу на практике, снимая короткометражные фильмы на 8-и мм. пленке, пользуясь при этом аппаратурой, заимствованной у студентов Университета штата Луизианы. Работал начинающий кинематографист в видеомагазине в Бэйтон Руж, и первое профессиональное признание принесла ему видеосъемка в 1986 г. концерта рок-группы "Уез" — эта незаурядная лента, изобилующая спецэффектами, была выдвинута на премию "Грэмми". У Содерберга появился агент, однако все его предложения отвергались 23-х-летним режиссером, предпочитавшим сидеть дома и писать иногда сценарии. Этот период Содерберг позже назвал "саморазрушительным", когда он всем лгал, много пил и расстался со своей девушкой. Однажды осознав, что превращается в алкоголика и патологического лгуна, он нашел в себе силы изменить жизнь, сосредоточившись на творчестве. Сценарий "Секс, ложь и видео" был написан всего за 8 дней, а через 8 месяцев начались съемки фильма с весьма скромным бюджетом в 1,2 млн. долларов. Дебютанта ждал успех: приз на родине, на кинофестивале в Санденсе, номинация на "Оскара" и "Золотой Глобус" в 1990 г. за лучший сценарий, "Золотая пальмовая ветвь" на МКФ в Канне в 1989 г. и приз Джеймсу Спейдеру за лучшее исполнение мужской роли. Главные мотивы сюжета — секс, ложь и видео — вынесены в название этой современной драмы, окрашенной юмором, из жизни типичных американских яппи. Героиня Анна (в этой роли режиссер раскрыл дарование актрисы Энди Макдауэлл), пытается убедить себя, что она счастлива в браке с преуспевающим адвокатом Джоном, хотя ей не хватает обычной супружеской любви. Кадры признаний героини психоаналитику, как ее волнует скопление мусора на планете, маскирующих нежелание говорить на интимные темы, монтируются с эротической сценой, где Джон изменяет ей с ее же сестрой, раскованной и слегка циничной Синтией. Треугольник видоизменяется с появлением четвертого персонажа — внешне обаятельного Грэхема (Джеймс Спэйдер), спокойно признающегося, что он импотент. Отсутствие любовницы заменяет ему хобби: коллекционирование видеозаписей сексуальных откровений женщин. Видео выступает в фильме как некий посредник и разрушитель лжи, помогающий в итоге преодолеть свои комплексы и Анне и Грэхему, которых влечет друг к другу. Содербергу удалось нащупать важный нерв в свежо прозвучавшей картине о своих современниках — разговоры о сексе (на чем собственно и построен фильм), перестав быть табуированной темой, не смогли в одночасье разрешить проблему взаимопонимания мужчины и женщины. Мастерски выписанные диалоги и тонкая игра актеров обеспечили большой коммерческий успех ленты.

Однако молодой режиссер не стремился идти проторенным путем и следующую свою работу "Кафка" (1991, по сценарию Л. Доббса) сделал в ином ключе, ориентируясь больше на европейского, нежели американского зрителя. Задуманный в жанре фантастического триллера и снятый в эстетике немецкого экспрессионизма, в основном на черно-белой пленке, фильм передает дух творчества Кафки, не будучи в строгом смысле ни биографией великого писателя, ни экранизацией его произведений. На экране Кафка (в исполнении Джереми Айронса) сам будто становится одним из персонажей своей прозы, проникая в поисках правды об исчезнувшем друге в таинственный замок, возвышающийся над Прагой, где некий доктор Мурнау ставит чудовищные эксперименты над людьми. Художественный вымысел сочетается в картине с реалистически-точными деталями жизни Кафки — его службы в страховой компании, симпатии к пражским анархистам, цитатами из известного письма к отцу — и отдельными мотивами романов "Процесс" и "Замок".

Прохладно принятый в Америке, хотя и более высоко оцененный критиками Европы, фильм "Кафка" не прибавил популярности его автору. Последующие картины Содерберга, не лишенные интереса, "Царь горы" (1993) о 12-летнем мальчике, сумевшем в одиночку в эпоху "великой депрессии" 30-х гг. преодолеть враждебность окружающего мира и стать независимым, полноценным человеком, и "Оборотная сторона", римейк "черного фильма" 1949 г. "Крест-накрест" с Бертом Ланкастером прошли в общем незамеченными. После постановки исключительно авторского произведения — экспериментальной комедии "Шизо-полис" (1996), выстроенной по логике сновидения, где Содерберг выступил как режиссер, сценарист, продюсер и актер, он впервые отважился на сотрудничество с большой студией: постановку "С глаз долой" (1998) по роману Э. Леонарда. В этом фильме с интригой криминального триллера, где проскальзывают отзвуки эстетики Тарантино, главное притяжение для зрителей — любовная история, разыгранная популярными исполнителями Джорджем Клуни и Дженнифер Лопес. Любовь вспыхивает между героями — гангстером Джеком и судебным исполнителем Кэрон, обаятельной, но решительной девушкой — в необычных обстоятельствах: в багажнике автомашины при побеге Джека из тюрьмы. В развитии сюжета, лишь постепенно обретающего ясность, режиссер использует ретроспекции, хронологические сбои, сплетая линию соперничества двух банд, планирующих ограбление некоего миллионера, и линию взаимоотношений главных героев, окрашенную лиризмом и тонкой ироничностью.

Основой кинематографа Содерберга, более всего известного лентой "Секс, ложь и видео", остается творческая свобода, поиск новых выразительных средств киноязыка и нежелание идти проторенными путями.

Т. Ветрова

Фильмография: "Секс, ложь и видео" (Sex, Lies and Videotape), 1989; "Кафка" (Kafka), 1991, телесериал "Падшие ангелы" (Fallen Angels), "Царь горы' (King of the Hill), 1993; "Оборотная сторона" (The Underneath), 1995; "Шизополис* (Schizopolis), "Анатомия Грэя' (Gray's Anatomy), 1996; 'С глаз долой* (Out of Sight), 1998; "Англичанин" (The Limey), 1999. Сочинения: Содерберг С. Секс, ложь и видео //Искусство кино. 1992. N7. Библиография: Рейзен О. Секс, ложь и видео //Видео-дайджест. 1989. N 2, Эшпай В. 2 — Леонард — 2 //Искусство кино. 1999. N 2, Richardson J. Director Steven Soderberg //Premiere (USA). 1989. August; Basson R. Kafka. Genese de la *bete*//La revue du cinema. 1992. N 481.