Стерджес, Джон

Родился 3 января 1910 г. в г. Оак-Парк (штат Иллинойс), умер 18 августа 1992 г. в Сент-Луис Обиспо (Калифорния).

"Победитель не получает ничего" — так назывался сборник рассказов молодого Хемингуэя. Он переносил читателей в мир, где герои-одиночки вступали в конфликт с тем, перед чем другие, подчинясь обстоятельствам, покорно склоняли головы. И в награду за их мужество и храбрость, победив, они не получали ничего.

Схожие мысли и чувства рождают и лучшие фильмы Джона Стерд-жеса, ярким метеором пронесшегося по американскому кино-небосклону 50-х — десятилетия славы Хемингуэя, увенчанного Пулитцеровской и Нобелевской премиями.

Стерджес в то время уже не был новичком в киноискусстве. В 1945-м он вместе с У. Уайлером снял документальный фильм "Сандерболт", после чего приключенческие ленты и вестерны пошли у него по нескольку в год. Однако критика обратила на него внимание лишь десятилетие спустя, когда вышел "Плохой день в Блэк-Роке" — экранизация одноименного романа Майкла Ниала, опубликованного и на русском языке.

Нагнетание подробностей, ничего не проясняющих, хотя и зловещих, угрожающая неопределенность напоминает начало рассказа Э. Хемингуэя "Убийцы". Мак-Риди (Спенсер Трэйси) оказывается в положении официанта Джорджа, с которым двое наемных убийц ведут издевательский диалог. Но Мак-Риди — не Джордж, он — другой породы, из тех, кто не отступит. Смелость героя производит впечатление на жителей городка, которых он обвинил в трусости. Брожение нарастает и, чтобы закрепить наметившийся перелом в психологии обывателей, Мак-Риди дает бой шайке бандитов. И побеждает. Теперь он может уезжать — горожане, воспрянув духом, сами расправятся со своими обидчиками. В 1954-м — последнем году торжества маккартизма, эта картина воспринималась и как политическая притча.

Следующим успехом стало прямое обращение к творчеству Хемингуэя в фильме "Старик и море". Удача Стерджеса во многом объяснялась тем, что на роль героя был приглашен все тот же Спенсер Трейси. Стерджес дал актеру много крупных планов, каждый из которых приоткрывает в герое что-то новое. Лицо Сантьяго то умиротворенное, то испуганное, то злое. Только сентиментальным оно не бывает никогда. "Человека можно уничтожить, но его нельзя победить" — эти слова из повести положены в основу филь-ма, предельно гуманистического по своему звучанию.

Как это ни парадоксально, но в историю кино Джон Стерджес вошел не этими произведениями, увенчанными премиями престижных кинофестивалей, а фильмом "Великолепная семерка", пользовавшимся бешеным успехом у зрителей всего мира. Как и "Плохой день в Блек-Роке", "Перестрелка в О.К корале", "Побег из форта Браво" и многие другие картины этого режиссера, "Великолепная семерка" относится к вестернам — жанру чисто американскому, пришедшему в кино из фольклора, ковбойских легенд, из литературы прошлого века. Это — особый мир, со своими канонами, переступить которые — значит выбить из-под него опору, подразумевающую четкое разграничение героев и злодеев, постоянство эпитетов и метафор.

"Великолепная семерка" принадлежит к лучшим, классическим образцам жанра, благодаря таланту ее создателей. К тому же фильм — американский римейк знаменитого японского шедевра Акиры Куросавы "Семь самураев". Вероятно, именно, поэтому в картине отсутствует обычный для вестерна в США налет оптимизма, когда борьба "хороших" и "плохих" парней непременно венчается счастливим концом. Разгромив бандитов, но потеряв при этом четырех товарищей, двое оставшихся снова уезжают в никуда, такими же бездомными бедняками, какими и приехали.

Хотя как будто нет ничего общего у этих вольных ковбоев с хемингуэ-евскими героями "потерянного поколения", их роднит одинаковый жизненный подход: справедливость и чувство собственного достоинства — превыше всего. Пусть даже победитель не получает ничего. В том числе и сам режиссер. Он проработал в кинематографе еще полтора десятка лет, но ничего равного тому, что рассмотрено, уже не создал. Меткая хемингуэевская фраза оказалась пророческой и для него.

Е. Карцева

Фильмография: "Сандерболт* (Thunderbolt), 1945; "Человек, который осмелился" (The Man Who Dared), "Преследуемый" (Shadowed), 1946; "Прозвище: мистер Сумерки" (Alias Mr.Twilight), "Ради любви Расти" (For the Love of Rusty); "Пасечник" (Keeper of the Bees), 1947; "Выигрывает лучший' (Best Man Wins), "Знак Овна" (The Sign of the Ram), 1948; "Шагающие холмы* (The Walking Hills), 1949; "Таинственная улица" (Mystery Street); "В ловушке" (The Capture), "Великолепный янки' (The Magnificent Yankee), "Боковой удар справа" (Right Cross), 1950; "Добрая леди" (Kind Lady); 'Обвиняется O'Xapa' (People Against O'Hara), новелла в фильме "Это — большая страна* (It's a Big Country), 1951; 'Девушка в белом' {The Girl in White), 1952; 'Риск' (Jeopardy), 'Прочная компания' (Fast Company), 'Побег из форта Браво' (Escape from Fort Bravo), 1953; 'Плохой день в Блэк-Роке' (Bad Day at Black Rock), 'Под воду!' (Under Water), 1954; 'Алый мундир' (The Scarlet Coat); 'Ответный удар' (Backlash), 1955; 'Перестрелка в О.К.корале' (Gunfight at O.K. Corral), 1956; "Старик и море' (The Old Man and the Sea, картину начинал Фред Циннеман), 'Закон и Джек Уэйд' (The Law and Jack Wade), 1958; 'Последний поезд из Ган Хилла' (The Last Train from Gun Hill), 'Никогда не было так мало' (Never So Few), 1959; "Великолепная семерка" (The Magnificent Seven), 1960; "Охваченная любовью' (By Love Possessed); 'Три сержанта" (Sergeants Three), 1961; 'Девушка no имени Тамико' (A Girl Named Tamiko), 1962; "Большой побег' (The Great Escape), 1963; 'Дьявольская бацилла' (The Satan Bug), 1964; 'Аллилуйная тропа' (The Hallelujah Trail), 1965; "Час ружья' (Hour of the Gun), 1967; 'Полярная станция Зебра' (Ice Station Zebra), 1968; 'Отрезанные от мира' (Marooned), 1969; "Джо Кидд" (Joe Kidd), 1972; "Вальдес-полукровка" (Valdez il mezzosangue) Ит.Исп.Фр., совместно с Дуилио Колетти, 1973; "Мак-Кью" (McQ), 1974; "Орел приземлился" (The Eagle Has Landed) ВБ, 1976.

Сочинения: Sturges J. How the West Was Lost //Films and Filming, 1962, Dec. Библиография: Карцева E. Победитель не получает ничего //Видео Асс Премьер. 1995. N 32; Sarris A The American Qnema. N.Y. 1968.