Стоун, Оливер

 Режиссер, сценарист, продюсер. Родился 15 сентября 1946 г. в Нью-Йорке, в семье биржевого брокера и школьной учительницы, француженки, воспитавших сына в протестантской вере. В1965 г., бросив Йельский университет, Стоун едет на 2 года в Сайгон преподавать английский язык в школе. Вернувшись на родину, он вскоре вновь отправляется во Вьетнам добровольцем в пехотную дивизию. Пятнадцать месяцев службы на камбоджийской границе, участие в боевых операциях, ранение и награды: орден "Бронзовая звезда" и медаль "Пурпурное сердце" — таков итог к 69-му году. В Штатах его встречают неласково: за провоз марихуаны арестовывают и три недели держат в тюрьме, пока нанятый его отцом адвокат не добивается освобождения. Стоун поступает на кинофакультет Нью-Йоркского университета, занятия спасают его, по собственному признанию, от трясины беспорядочной жизни, в которую он окунулся после войны. В 1974 г. начинающий кинематографист снимает на деньги канадских продюсеров фильм "Захват" в жанре триллера, не получивший никакого отклика, не стала удачей и вторая попытка — лента "Рука" (1981). Стоун всецело отдается сценарному делу, работая с такими крупными режиссерами как А.Паркер ("Полуночный экспрес", получивший "Оскара" за лучший сценарий 1978 г.), Брайен Де Палма ("Лицо со шрамом"), Дж. Милиус ("Конан-варвар"), М. Чимино ("Год дракона"). В те же годы написан ряд сценариев, по которым позже сам Стоун поставит фильмы, в частности "Взвод". Режиссер дорожит своей профессией кинодраматурга, придавая большое значение тексту, порой делая его главным сюжетообразующим элементом фильма, как в "Радиобеседах" или "Дж.Ф.К".

Первые успехи Стоуна на поприще режиссуры — две картины, вышедшие почти одновременно в 1986 г. "Сальвадор" и "Взвод", обе выдвигались на "Оскара"; "Взвод" помимо четырех "Оскаров" завоевал "Золотой Глобус" и "Серебряного Медведя" на МКФ в Берлине; эти ленты не похожи на то, что делал Стоун в качестве сценариста для других режиссеров. Он заявляет о себе как художнике ангажированном, приверженце серьезного политического кино, который высказывает свою точку зрения, не боясь обвинений в антиамериканизме. "Сальвадор" погружает в круговерть революционной борьбы народа маленькой латиноамериканской страны, увиденной глазами американского фоторепортера (актер Джеймс Вудс). Когда прототип героя, журналист Ричард Бойл, предложил Стоуну для сценария свои заметки, тот твердо решил, что никто кроме него, не поставит этот фильм. Так вошла в творчество Стоуна тема социального насилия и одновременно драмы человека, обусловленной политическим контекстом. Важный сюжетный мотив фильма — прозрение американца, приехавшего в Сальвадор заработать денег на сенсационных снимках и потрясенного деяниями "эскадронов смерти", горами сваленных трупов, наглым убийством архиепископа Ромеро и тем, что за всей этой кровавой жестокостью стоит правительство мощной державы, его родины. "Сальвадор" высоко оценили на Гаванском кинофестивале, присудив приз "Коралл" за лучший фильм о Латинской Америке иностранного режиссера.

По-настоящему знаменитым сделал Стоуна "Взвод", пронизанный автобиографическими мотивами он стал этапным в истории американского кино, пройдя по экранам всего мира. Развенчивая лозунги официальной пропаганды о "красной угрозе" и "защите идеалов демократии", режиссер показал будничный лик войны во Вьетнаме — изнурительные долгие переходы одного взвода и в жару, и под проливным дождем, когда сами джунгли выступают коварным врагом, преграждая путь свившимися лианами, мотнувшейся под ноги змеей или неведомо откуда выпущенной пулей; постоянное ощущение невидимого опасного противника, напряжение доводящее, до исступления. Такую атмосферу создают и операторская работа постоянного соавтора Стоуна Р. Ричардсона, и богатый звукоряд, насыщенный шумом дождя, шорохами травы, застывшей тишиной, закадровой музыкой и оглушительными взрывами. На этой непонятной солдатам войне, на чужой земле, они нравственно деградируют, совершают зверства, в высшей степени реалистично показанные на экране, и даже убивают друг друга. Горький и трезвый фильм говорил зрителям, какой трагедией обернулась для американцев война во Вьетнаме. Автора "Взвода" стали называть "совестью Голливуда", и он вновь вернется к вьетнамской теме в "Рожденном 4 июля" (1989, "Оскар" за режиссуру и монтаж) — о судьбе искалеченных и никому не нужных ветеранов, на основе воспоминаний Рона Ковика, лидера антивоенного движения. В 1993 г. в фильме "Небо и земля" Стоун попытался посмотреть на те же события с другой стороны, рассказав от первого лица историю жизни вьетнамской крестьянки, сполна хлебнувшей тягот своего времени. Фильм, в котором отразилось увлечение режиссера буддизмом, лишенный эмоциональной силы и упругости сюжета, не приняли ни зрители, ни критики.

Вообще же карьеру Стоуна определяет не кривая кассового успеха а общественный резонанс, вызванный его картинами, которые будоражат прежде всего избранной темой, те-мой-знаком американского социума, будь то вьетнамский синдром, бизнес финансовых воротил ("Уолл-Стрит"), Уотергейт ("Никсон"), свобода слова ("Радиобеседы") или убийство президента ("Дж.Ф.К."). Стоун работает без оглядки на моду, на чистоту жанра, опираясь на документальный материал, бросая в лицо соотечественникам нелицеприятные вещи. Его фильмы могут быть чрезмерно длинны и излишне поучительны, но они задевают за живое и почти каждый из них — событие. Он и в 80-е, и в 90-е сохранил бунтарский дух шестидесятника, и все, что пережил сам и его поколение, так или иначе претворяется в его лентах. Стоун почти маниакально стремится к достоверности на экране, беря сюжеты из реальной действительности: автобиографии, биографий других людей — от никому неизвестной вьетнамки до рок-идола Джима Моррисона и президента Никсона; он доводит актеров до крайнего напряжения сил, слывя диктатором на съемках, но добиваясь поразительной правдивости. Любую серьезную проблему режиссер умеет подать в увлекательно-захватываю-щей форме, помещая своих героев в конкретный политический и исторический контекст, на первый план он выводит движение характера, внутреннюю борьбу в душе человека... Распутывая клубок тайных причин выстрелов в Далласе, окружной прокурор Гаррисон ("Дж. Ф. К.") идет до конца, чтобы раскрыть истину, несмотря на все более весомые угрозы. Нелегко дается выбор герою фильма "Уолл-Стрит", молодому биржевому брокеру, между богатством ценою подлости и честным поступком, из-за чего он теряет все, но сможет жить в ладу с совестью. Раздвинуть границы своего "я" пытается в фильме "Группа "Дорз" ее создатель Дж. Моррисон, прибегая к наркотикам, всячески эпатируя свою взвинченную аудиторию, и именно поиски чего-то нового, хотя и приведшие к трагическому исходу — смерти в 26 лет — подчеркивает режиссер в этом музыкальном фильме, сделанном не как ностальгическое воспоминание о кумире молодости, а как исследование мятежного духа. В сложной композиции фильма "Никсон", мозаике фрагментов прошлого, настоящего, мыслей вслух, снов, документальных кадров, самое важное — портрет главного героя, человека противоречивого, намеренно показанного актером Э. Хопкинсом внешне непривлекательным, без традиционной улыбки американского президента, но с комплексами, иллюзиями и неуемным желанием власти.

Самым скадальным фильмом в карьере Стоуна стали "Прирожденные убийцы" (1994) с их феерией немотивированного насилия, показавшегося чрезмерным цензуре многих европейских стран. Верный себе Стоун и здесь указывает на пороки американского общества, и не столько на преступность молодых, сколько на телевидение, делающее из этого аморальное шоу. Для истории влюбленной пары "диких сердцем" Микки и Мэллори, убивающих всех подряд с безумным азартом, режиссер подбирает современный эклектичный стиль, где и поэтика видеоклипа, и цветовые эффекты, и компьютерная графика, и мультипликация, и резкие монтажные стыки, и любимые молодежью музыкальные "хиты". Педалируя шаржированность, гротескность изображаемого, режиссер, обычно исповедующий реализм, тем самым убеждает зрителя не принимать слишком всерьез сцены насилия. Однако то, что получалось за счет своеобразного юмора у К. Та-рантино, написавшего первый вариант сценария этого фильма, затем проданного Стоуну, который его переработал, не получилось у автора "Взвода", намеревавшегося сделать из "Прирожденных убийц" сатиру "в духе Вольтера и Свифта". Конец 90-х гг. ознаменовался поворотом режиссера к жанровому кино — триллеру "Разворот".

О. Стоун женат на корейской манекенщице Чон Сон-Чон, от этого брака у него дочь, от предыдущего — двое сыновей.

Т. Ветрова

Фильмография: 'Захват" (Seizure), 1974; "Рука" (The Hand), 1981 ; "Сальвадор" (Salvador), 1985; "Взвод" (Platoon), 1986; 'Уолл-Стрит' (Wall Street), 1987; 'Радиобеседы' (Talk Radio), 'Рожденный 4 июля" (Born on the Fourth of July), 1988; "Группа "Дорз" (The Doors), 1990; "Дж. Ф. К." (J.F.K.), "Небо и земля" (Heaven and Earth), 1993; "Прирожденные убийцы" (Natural Born Killers), 1994; 'Никсон' (Nixon), 1995; "Разворот" (U-turn), 1997; "В любое воскресенье" (Any Given Sunday), 1999.

Сочинения: Stone О. A Child's Night Dream. 1997

Библиография: Максимов А. Оливер Стоун //Матадор. 1995. N 1; Цыркун H. Кавалер "Бронзовой звезды' //Сеанс. 1995. N 11; Горелов Д. Этот Стоун у них песней зовется: младоклассик американского кино как треснутое зеркало главной нации //Итоги. 1997. N 26; Хоуард С. Оливер Стоун: временое перемирие с Голливудом // Экран и сцена. 1997. N 44; Riordan J. Stone: The Controverses, Excesses and Exploits of a Radical Filmmaker. N.Y. 1996; Biskind P. Rolling with Stone //Premiere (UK). March. 1996; Kagan N. The Cinema of Oliver Stone. Oxford. 1995.