Церемония награждения

Первое вручение наград состоялось 16 мая 1929 года в банкетном зале отеля "Рузвельт" в Голливуде и заняло 4 минуты 22 секунды. Данный интервал не может не вызвать улыбку, так как это был один из самых продолжительных банкетов в истории, переполненный речами, тостами, здравицами и словесными тирадами собравшихся. Символично, что как раз в это время американское кино вовсю заговорило. Двести пятьдесят человек, заплативших 10 долларов за билет, присутствовали на этом знаменательном событии. Интересная деталь: имена победителей были известны заранее. И среди них было только одно женское - имя Джанет Гейнор.

Продолжавшаяся долгие годы утечка информации и чрезмерная оперативность газет, в частности, "Los Angeles Times", обнародовавшей в 1940 году имена лауреатов за несколько часов до начала церемонии, привели к тому, что уже на следующий сезон Киноакадемия строго засекретила имена победителей и ввела систему конвертов, вскрывавшихся на глазах у всех в ходе шоу.

Вплоть до 1943 года церемония проходила попеременно в двух других фешенебельных отелях Лос-Анджелеса "Билтмор" и "Амбассадор". После того как торжественные банкеты уступили место театрализованным шоу, потребовались большие зрительные залы, которые могли бы вместить несколько тысяч приглашенных. Для этой цели поочередно служили: "Китайский театр Граумана" (Голливуд); "Шрайн-сивик-аудиториум" (Лос-Андже-лес); Театр киностудии RKO (Голливуд); театр "ВекКВС" (Нью-Йорк); городской Концертный зал Санта-Моники; Павильон Дороти Чендлер в Музыкальном центре Лос-Анджелеса и наконец новый "Кодак-тиэтр" (Голливуд), в строительстве которого Киноакадемия принимала самое деятельное участие. Чаще всего церемонии проходили в Павильоне Дороти Чендлер, рассчитанном на 2500 мест, однако Киноакадемия делала все возможное, чтобы зафрахтовать "Шрайн-сивик-аудиториум" - самый большой во всей Северной Америке концертный зал, располагающий 6000 местами. И лишь в последнем случае на церемонию награждения могла попасть наибольшая часть академиков.

Вступление в новое тысячелетие было ознаменовано переездом церемонии в "Кодак-тиэтр" (3500 мест). Несмотря на то, что он сильно уступает "Шрайну" по вместительности, его сцену уже успел облюбовать Американский киноинститут, проводящий там свои мероприятия. "Кодак-тиэтр" был впервые задействован Киноакадемией в качестве новой церемониальной площадки в 2002 году, хотя открылся еще в ноябре 2001 года. "Кодак-тиэтр" обошелся своей создательнице, нью-йоркской компании "Рокуэлл-групп", в 94 миллиона долларов.

Первый телерепортаж, посвященный награждению, состоялся 19 марта 1953 года, а 25 марта 1954 года церемония уже транслировалась по телевидению полностью. Это телешоу собрало у домашних экранов около 43 миллионов человек. А в 1991 году уже более полутора миллиардов телезрителей увидели, как награждали новых лауреатов "Оскара".

В разные годы продюсерами и постановщиками театральных и телевизионных шоу награждения "Оскарами" побывали легендарные ветераны кино Мервин Ле Рой, Жан Негу-леско, будущие и бывшие президенты Киноакадемии Артур Фрид (награжденный за свои телешоу почетным "Оскаром"), Джордж Ситон, Роберт Уайз, Говард У. Кох, а также такие мастера кинорежиссуры как Винсенте Минелли и Уильям Фридкин, чьи имена вы не раз встретите на страницах этой книги.

Длина знаменитой красной дорожки, на которой звезды дают блиц-интервью перед началом церемонии - около 150 метров, ширина - около 10. Она состоит из нескольких рулонов, каждый весом 135 кг, а ее общий вес - пять тонн. К кинотеатру "Кодак" ковер доставляется за четыре дня до церемонии на двух огромных грузовиках. Требуются два дня и 21 человек, чтобы расстелить дорожку: соединить между собой все части, скрыть стыки и разровнять. Сразу после начала церемонии дорожку начинают убирать. На это уходит 4 часа.

Большие статуи "Оскара", устанавливаемые вдоль красной ковровой дорожки, высотой от 2,5 до 8 метров и весом до 550 килограммов, делают из стекловолокна. Потом облицовывают тончайшими листами алюминия и покрывают не позолотой, а просто желтой краской. Делается это не в целях экономии, а потому что специальная желтая краска лучше смотрится в свете софитов.

Чтобы звезды не запутались, кто где сидит, на кресла ставят плакаты с их портретами и именами. Актеров, сыгравших вместе в одном фильме, сажают рядом, но при этом учитывается и их семейное положение: супруги и просто возлюбленные также будут находиться в зале друг возле друга.

Перед тем, как войти на церемониальную территорию, звезды подвергаются тщательному досмотру. Сначала полиция проверяет лимузины, на которых актеры подъезжают к кинотеатру, а потом, прежде чем ступить на красную дорожку, все знаменитости предъявляют приглашения и проходят через металлоискатель.