Видор, Чарлз

Режиссер, сценарист, певец. Родился 27 июля 1900 г. в Будапеште (Венгрия), умер 5 июня 1959 г. в Вене (Австрия). Окончил Будапештский и Берлинский университеты по специальности: инженерное дело.

Был лейтенантом пехоты в первую мировую войну. Вернувшись с фронта, поступил на студию "УФА", где работал монтажером и ассистентом режиссера. Обладая красивым сильным голосом, Видор решил попробовать себя на певческом поприще и вместе с Вагнеровской оперной компанией приехал на гастроли в США, где имел успех на Бродвее. Однако, оставшись в Америке после возвращения своих коллег в Европу, он не нашел должного применения этому своему таланту. Тогда, вспомнив о кинематографическом опыте, он отправился в Голливуд.

Восемь долгих лет он подвизался там в качестве установщика декораций, монтажера, помощника режиссера, прежде чем в 1932-м поставил на собственные деньги "Маску Фу-Манчу" — одну из лучших экранизаций популярного "восточного" романа Сэкса Ромера. Этот триллер о безумном китайце (Борис Карлоф) и его не менее сумасшедшей дочери (Мирна Лой), которые угрожают экспедиции, ищущей гробницу Чингисхана, был сделан в хорошем темпе, с юмором, на высоком техническом уровне.

В жанре "черного фильма" были созданы все лучшие работы этого режиссера 30-х — 40-х годов. "Леди на заслуженном отдыхе" (1941) — готическая криминальная драма о попытке экономки в британском поместье (Ида Люпино) скрыть убийство эксцентричного хозяина, которое она совершила ради своих ненормальных сестер. "Тупиковая аллея" (1939), в которой бежавший из заключения убийца (Честер Моррис) находит убежище в доме психоаналитика: после долгих бесед о ним, тот вылечивает его от безумия, толкавшего на убийства. Это была одна из первых американских картин на фрейдистскую тему (десятилетие спустя они пошли косяком) и сцены сновидений больного были сделаны здесь очень интересно ("Завороженный" А. Хичкока с экспериментами на эту тему Сальвадора Дали появился лишь шесть лет спустя).

Умение создавать тревожную, напряженную атмосферу Видор прекрасно использовал в "Гильде" (1946)

— "черной" мелодраме, где игрок (Глен Форд), приехавший в южноамериканский городок, возобновляет сложные отношения любви-ненависти со своей бывшей пассией (сексуальная Рита Хейуорт, которую этот режиссер привел к славе в фильме "Девушка с обложки"). Но она теперь замужем за его новым боссом

— весьма опасным человеком (Джордж Макреди). Здесь удивительно передано настроение все усиливающийся тревоги и безысходности, вот-вот готовой захлопнуться ловушки, в которую попали эти трое. Картина и по сей день остается примером эротики в американском кино первой половины 40-х, что .для ханжеского Голливуда было несвойственно.

В середине 40-х Видор вспомнил о том, что когда-то имел отношение к музыке, поставив "Незабываемую песню" (1945) — красочную, но поверхностную биографию Фредерика Шопена (Корнел Уайлд), где упор был сделан на его любовных отношениях с Жорж Санд (Мерл Оберон).

И хотя серьезная критика встретила фильм в штыки ("Самый возмутительный, неверный показ жизни и работы творческого человека, который я когда-либо видел", — гневался маститый Джеймс Эги), публике эта лента очень понравилась. В 50-е режиссер создал знакомую и нам "Рапсодию" (1954) — романтическую мелодраму о сложных взаимоотношениях богатой девушки (Элизабет Тейлор) с двумя мужчинами: скрипачом (Витторио Гассман) и пианистом (Джон Эриксон), за которых музыкальные пассажи исполняли профессионалы высокого класса. (Эпизодическую роль учителя музыки сыграл здесь Михаил Чехов.) А еще пять лет спустя Видор попытался повторить успех еще одной биографической лентой — "Бесконечная песня" (1960) — о Ференце Листе. Но все то, что так блестяще сработало в предыдущей ленте, здесь не удалось: герои (композитора играл Дирк Богард) казались сделанными из папье-маше, любовная история не заладилась и даже музыка как-то поблекла.

Видору в конце 50-х вообще не везло. Может быть, сказалось плохое самочувствие: он еле-еле успел доснять "Бесконечную песню" — на экраны она вышла уже после его смерти. А может быть, ее ускорил удар, который нанес ему полный провал экранизации им романа Эрнеста Хемингуэя "Прощай, оружие!" (1957). Как раз в этот период была мода на зрелищные фильмы и продюсер Дэвид Селзник решил повторить успех "Унесенных ветром", сделав упор на массовые сцены. Поэтому многие эпизоды литературного оригинала развивались в гигантские представления. Огромная площадь, по которой торжественно маршируют войска и стройной колонной едут машины, стала фоном для прощания Кэтрин и Генри, отправляющегося на фронт. В центральной сцене битвы при Капоретто отступление солдат и эвакуация гражданского населения почти покадрово повторяют оставление Атланты в "Унесенных ветром", дивная Дженнифер Джонс — супруга Селзника — была почти вдвое старше хемингуэевской героини и Рок Хадсон, игравший Генри, выглядел не столько ее возлюбленным, сколько сыном. Даже самый талантливый режиссер мало что мог бы сделать в таких обстоятельствах. (После оглушительного краха этой картины Дэвид Селзник навсегда ушел из кино). И вина Видора лишь в том , что он не отказался от постановки с самого начала, увидев сценарий и исполнителей главных ролей. В Европу он уехал уже слишком поздно. Ему следовало это сделать сразу после войны — в расцвете славы. Его "континентальный" талант нашел бы здесь, вероятно, гораздо лучшее применение.

Е. Карцева

Фильмография: "Маска Фу-Манчу" (The Mask of Fu Manchu), 1932; "Охотники за сенсациями" (Sensation Hunters), 1933; "Двойная дверь" (The Double Door), 1934; "Аризонец" (The Arizonian), "Его семейное дерево" (His Family Tree ), "Незнакомцы все" (Strangers All), 1935; "Запутай их всех" (Muss "Em Up), 1936; "Дневник доктора" (A Doctor's Diary), "Великий Гамбини" (The Great Gambini), "Она — не леди" (She's No Lady), 1937; "Тупиковая аллея" (Blind Alley), "Роман красного леса" (Romance of the Redwoods), "Те высокие серые стены" (Those High Grey Walls ), 1939; "Леди, о которой идет речь" (The Lady in Question ), "Мой сын, мой сын" (My Son, My Son), 1940; "Леди на заслуженном отдыхе" (Ladies in Retirement), "Город Нью-Йорк" (New York Town),. 1941; "Таттлы с Таити" (The Tattles of Tahiti), 1942; "Десперадо" (Desperados), 1943; "Девушка с обложки" (Cover Girl), "Снова вместе" (Together Again), 1944; "Старше 21" (Over 21), "Незабываемая песня" (A Song To Remember), 1945; Тильда" (Gilda), 1946; "Любовные истории Кармен" (The Loves of Carmen ), 1948; "Край обреченности" (Edge of Doom), 1950; "Это — большая страна" (It's a Big Country), 1951; "Ганс Христиан Андерсен" (Hans Christian Andersen), "Гром на востоке" (Thunder in the East), 1952; "Рапсодия" (Rhapsody), 1954; "Люби меня или оставь меня" (Love Me or Leave Me), 1955; "Лебедь" (The Swan), 1956; "Прощай, оружие!" (A Faretvell to Arms!), "Джокер на свободе" (The Joker Is Wild), 1957; "Бесконечная песня" (Song Without End), 1960. Библиография: Богард Д, 85 минут музыки без дублера //Кино (Рига), 1979. № 5; Карцева Е. Хемингуэй и Голливуд //Экран и книга за рубежом: диалектика взаимоотношений. М. 1988. Бюклинг Л. Михаил Чехов в американском кино //Киноведческие записки. 1997. № 3.