Видор, Кинг

 Режиссер, сценарист, продюсер. Родился 8 февраля 1894 г. в Галвестоне (штат Техас), умер 1 ноября 1982 г.

Ведущий режиссер Голливуда 20-х — начала 30-х годов, в творчестве которого наиболее ярко сказалось влияние советского кино: теории художественного монтажа Сергея Эйзенштейна, документальной практики Дзиги Вертова, "лиричной про-изводственности" Юлия Райзмана. Однако в отличие от их фильмов, где человек всегда был слит с обществом, являлся его неотъемлемой частицей, Видор одним из первых поднял в кинематографе тему, ставшую главенствующей лишь во второй половине XX века — борьбы людей за сохранение собственной индивидуальности против стремления государства всячески ее нивелировать. Именно эта проблема, проходящая через все раннее творчество режиссера и сделала его классиком не только американского, но и всего мирового кинематографа.

Его Видор страстно любил с самого детства. И хотя семья не нуждалась в дополнительных средствах (он был сыном преуспевающего лесного фабриканта), мальчик уже в старших классах школы начал работать в кинотеатре (сначала контролером, потом — помощником киномеханика), только для того, чтобы иметь возможность каждый день смотреть несколько фильмов. Потом сам начал снимать всякие местные события и посылать пленку в агентство киноновостей, однако творчеством начинающего кинематографиста никто особенно не интересовался. Достигнув 21 года, то есть возраста совершеннолетия, юноша совершил сразу два взрослых поступка: женился на хорошенькой Флоренс Арто и уехал вместе с ней в Голливуд. Жене повезло: она скоро стала кинозвездой Флоренс Видор, а муж лишь писал сценарии, которые никто не ставил, и хватался за любую работу.

В режиссуре Видор дебютировал только в 1919 г., когда ему уже исполнилось 25. "Поворот дороги" был первым религиозным фильмом, серьезно рассказавшим о войне, что и было отмечено критикой. Больших денег он, однако, не принес и приходилось снова снимать череду коммерческих лент, в основном, с женой в главных ролях. И только в 1925-м, когда режиссер уже работал в "МГМ", он поставил "Большой парад", принесший ему мировое признание. Снова война — все та же, первая мировая — показанная глазами американского солдата (Джон Гилберт) во всей ее отвратительной наготе: грязи, крови, ужасе. Интересно снятая и смонтированная картина произвела большое впечатление на зрителей.

"Маленький человек" и его судьба в холодном и неласковом мире — стали темой и следующей успешной картины режиссера — "Толпа" (1928)

— об испытаниях, выпавших надолго бедного клерка (Джеймс Мюррей) в огромном, бездушном городе. В начале картины камера давала панораму гигантских небоскребов, потом выбирала один из них, ползла вверх по этажам, заглядывала в окно большой комнаты, где за столами сидело множество людей, и, наконец, останавливалась у места главного действующего лица. Уже эта заставка стала основой художественной образности показа героя как песчинки в безбрежном человеческом море, где никому нет дела до того, что с ним случится.

Приход звука Видор встретил новым успехом: его фильм "Аллилуйя" (1929) был первой голливудской картиной целиком с черными актерами. Она поразила зрителей проникновенными негритянскими "спиричуэлс", необычным для американцев ритмом танцев, удивительной пластичностью исполнителей. Такого Голливуд еще не видел, ибо если негры и появлялись на экране, то лишь в качестве слуг, где их потрясающая музыкальность оставалась нераскрытой. Картина впечатляла и натурными съемками Юга с его бескрайними просторами, лесами, болотами, на фоне которых люди снова казались столь же крохотными, как и в "Толпе".

В 1934-м Видор на собранные средства будущих членов творческой группы снял "Хлеб наш насущный"

— о безработных, организовавших совместное товарищество по обработке земли. Влияние советского кино ощущалось здесь не только в выборе темы, но и в ее решении: нередко просматривались прямые цитаты из русских картин (например, из "Земля жаждет" Ю. Райзмана).

Провал фильма у зрителей заставил Видора вернуться в коммерческое кино. За последующие четверть века он поставил еще много фильмов разных жанров. Сентиментальную мелодраму "Стелла Даллас" (1937) — о матери, вынужденной расстаться с дочерью и встретившей ее уже взрослой, — сюжет, который стал основой многих подобных же картин в разных странах, в том числе и столь хорошо известной у нас "Неизвестной женщины". "Цитадель" (1938) — экранизацию переведенного и на русский язык романа Арчибальда Кронина. "Дуэль на солнце" (1946) — первый американский "сексуальный" вестерн. И, наконец, он перенес в кино роман Льва Толстого "Война и мир" (1955). И хотя режиссера часто упрекали в том, что он отсек не только почти все военные сцены, но и лишил экранное повествование философской глубины оригинала, тем не менее, камерная история любви на фоне войны смотрелась очень хорошо. Чему немало способствовали такие прекрасные актеры, как Одри Хепберн (Наташа Ростова), Мел Феррер (Андрей Болконский), Генри Фонда (Пьер Безухов).

Видор ушел из кино в самом конце пятидесятых, после провала в прокате библейского колосса "Соломон и царица Савская" (1959). Преподавал на кинофакультете Калифорнийского университета Лос-Анджелеса, написал автобиографическую книгу "Дерево есть дерево". В конце семидесятых пытался найти деньги для постановки фильма "Актер" — о трагической судьбе Джеймса Мюррея, дебютировавшего у него в "Толпе". В 1979-м получил почетного "Оскара" — за вклад в киноискусство. В этом же году и с той же формулировкой был удостоен приза на МКФ, а в 1982— в Венеции. После развода с Флоренс в 1924-м, Видор снова женился два года спустя и опять на кинозвезде — Элеоноре Бордман но и этот брак оказался недолговечным. В конце 20-х годов его женой стала писательница Элизабет Хилл.

Е. Карцева

Фильмография: "Поворот дороги" (The Turn in the Road), "Лучшие времена" (Better Times), "Другая половина" (The Other Half), "Бедные родственники" (Poor Relations), 1919; "Человек со складным ножом" (The Jack-Knife Man), "Семейная честь" (Family Honor), 1920; "Воздушный пилот" (Sky Pilot), "Любовь никогда не умирает" (Love Never Dies), 1921; "Женщина, проснись!" (Woman, Wake Up), "Настоящее приключение" (The Real Adventure), 1922; "Завоевывая женщину" (Conquering the Woman), "Три мудрых дурака" (Three Wise Fools), "Пег в моем сердце* (Peg of my Heart), "Женщина из бронзы*, (The Woman of Bronze), 1923; "Счастье" (Happiness), "Дикие апельсины" (Wild Oranges), "Вино юности" (Wine of Youth), "Его час" (His Hour), 1924; "Большой парад" (The Big Parade), "Жена кентавра" (Wife of the Centaur), "Гордая плоть" (Proud Flesh), 1925; "Богема" (La Boheme), "Барделис великолепный" (Bardelys the Maginificent), 1926; "Толпа" (The Crowd), "Люди искусства" (Show People), 1928; "Алллилуйя" (Hallelujah), 1929; "He такой бессловесный" (Not so Dumb), "Билли Кид" (Billy the Kid), 1930; "Уличная сцена" (The Street Scene), "Чемпион" (The Champ), 1931; "Райская птица" (Bird of Paradise), "Синара" (Cynara), 1932; "Возвращение незнакомца" (Stranger's Return), 1933; "Хлеб наш насущный" (Our Daily Bread), 1934; "Так красна роза" (So Red the Rose), "Свадебная ночь" (Wedding Night), 1935; "Техасские рейнджеры" (The Texas Rangers), 1936; "Стелла Даллас" (Stella Dallas), 1937; "Цитадель" (The Citadel), 1938; "Проход на северо-запад" (The North-West Passage), 1941; "Американский роман" (An American Romance), 1944; "Дуэль на солнце" (Duel in the Sun), 1946; "Колпачок авторучки" (The Fountainhead), "За лесом" (Beyond the Forest), 1949; "Руби Джентри" (Ruby Gentry), 1952; "Человек без звезды" (Man without a Star), 1955; "Война и мир" (War and Peace), 1956; "Соломон и царица Савская" (Solomon and Sheba), 1959. Сочинения: Vidor К. A Tree is a Tree. N.Y., 1953; King Vidor on Film Making. L. 1973. Библиография: Шкловский В. "Война и мир" Кинга Видора //Искусство кино. 1958, №11; Ромм М. Умение видеть //Искусство кино. I960. №11; Аннинский Л. Лев Толстой и кинематограф. М..1980; Жежеленко М. Кинг Видор //Советский экран. 1980. № 12; Цивьян Ю. Толпа (США). 1928 //Искусство кино. 1988. №3.