Вуд, Сэм | О кино

Вуд, Сэм

Режиссер, продюсер, актер. Полное имя: Сэмюэл. Родился 18 июля 1883 г. в Филадельфии, умер 22 сентября 1949 г. в Лос-Анджелесе.

Начинал как маклер по торговле недвижимостью, потом снялся в качестве актера в нескольких коротких фильмах, а в 1915-м стал ассистентом у Сесиля Де Милля. Работа с этим мастером его многому научила: именно у него он перенял стремление к показу нового, весьма отличающегося от викторианского, отношения к браку и вопросам пола, что сказалось потом в картинах с любимой героиней учителя — Глорией Свенсон ("Клеймо ее мужа", 1922, "Восьмая жена Синей бороды", 1923). И тягу к романтической комедии, с которой он и начал свой режиссерский путь. "Двойная скорость" или "Мр. Спид в двух обличьях" (1920) — рассказ о нью-йорк-ском миллионере (Уоллес Рейд), приехавшем в Лос-Анджелес и в силу ряда обстоятельств вынужденном скрывать свое имя, устроившемся шофером к местному богачу, чья дочь влюбляется в него. В финале все счастливо разъясняется.

В комедийном жанре Вуд успешно работал и в 30-е годы, поставив два ранних, очень известных фильма братьев Маркс: "Вечер в опере" (1935) и "День на скачках" (1937). В отличие от многих их последующих лент действие здесь не распадалось на отдельные смешные сценки, а было спаяно крепким сюжетным стержнем, много хорошей музыки и подлинного юмора.

Однако главные режиссерские успехи этого режиссера падают на последние 12 лет его жизни, когда он работал в фирме "Метро-Голдвин-Мейер", став ведущим мастером ее массовой продукции и ярким представителем ее "душещипательного" стиля, столь близкого сердцу Луиса Мейера — руководителя компании, ответственного за репертуар. Именно Вуд поставил "Мадам Икс" (1937)

— третью экранизацию известной театральной пьесы — о некогда богатой женщине, считавшейся погибшей в автокатастрофе. Но она уцелела, потеряв все, даже имя, и опускалась все ниже и ниже, пока не оказалась в суде, где ее обвинили в убийстве. Защитником выступил сын, не знавший, что перед ним — его мать. Этот сюжет впоследствии стал одним из архетипов зрительского кинематографа, повторяясь не только в США, но и в других странах. (К примеру, египетская "Неизвестная женщина"). В жанре мелодрамы им был сделан и "Прощайте, мистер Чипе"

(1939) — по роману Джеймса Хилтона — о скромном английском учителе истории, с первых его шагов на школьном поприще до самой смерти. Успешной оказалась и "Китти Фойл"

(1940) — о сложной личной жизни молодой работающей девушки, за роль которой Джинджер Роджерс получила "Оскара".

Неудивительно, что Вуд был первым, кому поручили экранизацию "Унесенных ветром" (1939). Он успел снять несколько сцен, но потом повздорил с исполнителем роли Ретта Батлера — Кларком Гейблом — и был заменен Джорджем Кьюкором, а тот, в свою очередь, Виктором Флемингом, который и значится в титрах. Однако семь лет спустя Вуд вернулся к этой теме, поставив "Саратогскую железнодорожную магистраль" (1946)

— по роману Эдны Фербер — о красивой молодой авантюристке (Ингрид Бергман), Жаждущей богатства и положения в обществе американского юга конца XIX века.

Этот режиссер был хорошим бытописателем нравов, причем, далеко не всегда светских. В начале 40-х, после шумного успеха "Гроздьев гнева" и "Табачной дороги" Джона Форда стадо модным показывать жизнь "низов". Вуд поставил одну за другой две картины: "Наш городок" (1940) — экранизацию известной пьесы Торнтона Уайлдера, получившей премию Пулитцера, и "Кинге Роу" (1941) — психологическую драму живописующую нравы американской глубинки начала XX века, где в обстановке жестокости и безумия растут трое детей. Жесткая стилистика этих лент была весьма далека от той "плюшевой", которая отличала его мелодрамы.

В 1943-м Вуд экранизировал "По ком звонит колокол" Эрнеста Хемингуэя, вынеся на первый план любовную историю. "МГМ", боясь дипломатических осложнений со стороны Испании, заставила его убрать упоминания не только о Гражданской войне, но и сделать абстрактным само место действия. Режиссер особенно не сопротивлялся, ибо всю жизнь исповедовал заповедь: что хорошо для Америки, то хорошо и для меня. Воспеванием спортсменов, воплощавших национальные идеалы, проникнуты его ленты: "Гордость янки" (1942) — о звезде бейсбола Лу Гериге, умершем в расцвете славы, и "Повесть о Страттоне" (1948) — жизнеописание другого знаменитого американского игрока в этом виде спорта. Патриотизмом дышала и его последняя лента "Главное решение" (1949) — по одноименной пьесе Уильяма Хейнса, где показывалось какой трудной ценой давались армейскому командованию США приказы о бомбежках немецких городов в годы второй мировой войны.

Вуд, имя которого не так часто встречается даже в американских историях кино и энциклопедических справочниках, пример того, как идеологические убеждения режиссера влияют на мнение последующих поколений о его творчестве. Будучи "ястребом" по своим политическим взглядам, он одним из первых выступил в 1949-м году на заседании Комиссии по расследованию антиамериканской деятельности, обвинив в приверженности коммунистическим взглядам многих своих коллег. Этого ему не простили, хотя большинство поставленных им фильмов далеки от политики и идеологии. И место этого мастера в американской массовой продукции 30-х — 40-х годов весьма значительно. На его творческом счету не менее десятка картин, прочно вошедших в историю Голливуда и оказавших значительное влияние на подобные же образцы зрительских лент в кинематографиях других стран.

Е. Карцева

Фильмография: "Двойная скорость" или "Мр. Спид в двух обличьях" (Double Spead), "Городской воробей" (A City Sparrow), "Танцующий дурак" (The Dancin' Fool), "Извините мой прах" (Excuse My Dust), "Ее любимый злодей" (Her Beloved Villain), "Ее первый побег с возлюбленным" (Her First Elopement), "Больной в постели" (Sick Abed), "Что твой Гарри?" (What's Your Harry?), 1920; "Не говори всего" (Don't Tell Everything), "Великий момент" (The Great Moment), "Плохой парень Пека" (Peck's Bad Boy), "Сноб* (The Snob), "Под хлыстом" (Under the Lash), 1921; "За скалами" (Beyond the Rocks), "Её позолоченная клетка" (Her Gilded Cage), "Клеймо её мужа" (Her Husband's Trademark), "Невозможная миссис Беллью" (The Impossible Mrs. Bellew), 1922; "Восьмая жена Синей бороды" (Bluebeard's Eighth Wife), "Дети его детей" (His Children's Children), "Моя амери-канская жена" (My American Wife), "Блудные дочери" (Prodigal Daughters), 1923; "Блеф" (Bluff), "Самка" (The Female), "Шахта с желез-ной дверью" (The Mine with the Iron Door), "Следующий угол" (The Next Corner), 1924; "Воссоздание Брайена Кента" (Re-Creation of Brian Kent), 1925; "Очаровательная молодость" (Fascinating Youth), "Одна минута до конца игры" (One Minute to Play), 1926; "Белокурая соученица" (The Fair Co-ed), "Гоночный Ромео" (A Racing Romeo), "Новобранцы" (Rookies), 1927; "Последние новости из Парижа" (The Latest from Paris), "Говоря миру" (Telling the World), 1928; "Это великая жизнь" (It's a Great Life), "Итак, это колледж* (So This is College), 1929; "Девушка сказала нет" (The Girl Said No), "Оплачено" (Paid), "Грехи детей" (Sins of the Children), "Они узнали о женщинах" (They Learned About Women), "Путь для моряка" (Way for a Sailor), 1930; "Обладая мужчиной" (The Man in Possesion), "Новые приключения быстро обогащающегося Уоллингфорда" (New Adventures of Get Rich Quick Wallingford), "Человек созданный портным" (A Tailor's Made Man), "Уоллингфорд" (Wallingford), 1931; "Беспорядок" (Huddle), "Процветание" (Prosperity), 1932; "Варвар" (The Barbarian), "Кристофер Бин" (Christopher Bean), 'Держите вашего мужчину* (Hold Your Man), 1933; "Голливудская вечеринка" (Hollywood Party), "Стамбульские поиски" (Stamboul Quest), 1934; "Вечер в опере" (A Night at the Opera), "Пила-хлыст" (Whipsaw), 1935; "Час без охраны" (The Unguarded Hour), 1936; "День на скачках" (A Day at the Races), "Мадам Икс" (Madame X), "Флот, голубой с золотом" (Navy, Blue and Gold), 1937; "Лорд Джеф" (Lord Jeff), "Товарищи по стойлу" (Stablemates), 1938; "Прощайте, мистер Чипе" (Goodbye, Mr. Chips), 1939; "Китти Фойл (Kitty Foyle), "Наш городок" (Our Town), "Раффлз" (Raffles), "Рэнджеры удачи" (Rangers of Fortune), 1940; "Дьявол и мисс Джонс" (The Devil and Miss Jones), "Кинге Роу" (King's Row), 1941; "Гордость янки" (The Pride of the Yankees), 1942; "По ком звонит колокол" (For Whom the Bell Tolls), 1943; "Казанова Браун" (Casanova Brown), 1944; "Жена-гостья" (Guest Wife), "Саратогская железнодорожная магистраль" (Saratoga Trunk), 1945; "Биение сердца" (Heartbeat), 1946; "Айви" (Ivy), 1947; "Главное решение" (Command Decision). 1948; "Засада" (Ambush). "Повесть о Страттоне" (The Stratton Story), 1949. Библиография: Eames J. The MGM Story: the Complete Story of Fifty Roaring Years. N.Y. 1964; Baxter J. Hollywood in the Thirties. Cranbury (N.J.). 1968; Parish J. The Golden Era: the MGM Stock Company. N..Y., 1974.